Пояснительная записка
по вопросу о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от 29 мая 2005 г. и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года
По состоянию на 1 января 2005 года задолженность Сирии перед Российской Федерацией оценивалась суммой, эквивалентной 14,55 млрд. долларов США, и представляла собой обязательства по государственным, банковским и коммерческим кредитам, предоставленным Сирии бывшим СССР, а также задолженность по "Специальному счету по межправительственным Обменным письмам от 29 декабря 1989 года" и счету Центрального Банка Сирии во Внешэкономбанке.
Возникновение указанной задолженности связано с кредитно-экономическим сотрудничеством бывшего СССР и Сирии в период 1957-1989 годов. Большинство государственных кредитов предоставлялось в те годы бывшим СССР на цели осуществления поставок в Сирию продукции специального назначения. Условия оригинальных кредитных соглашений предполагали погашение задолженности в клиринговой валюте с зачислением средств на специальный клиринговый счет и последующее их использование на закупку сирийских товаров. С середины 1993 года Сирия в одностороннем порядке прекратила расчеты по кредитам, предоставленным бывшим СССР. По состоянию на 1 января 2005 года большая часть задолженности Сирии перед Россией была просрочена.
При этом у России также имелась задолженность перед Сирией в форме отрицательного сальдо по клирингу между Сирией и бывшим СССР. Указанная задолженность составляла эквивалент 1,15 млрд. долларов США.
Выраженные в клиринговых английских фунтах стерлингов встречные требования Сирийской Арабской Республики к Российской Федерации пересчитаны в доллары США по курсу английского фунта стерлингов к доллару США, сформировавшемуся на Нью-Йорской фондовой бирже на закрытие 30 декабря 2004 г. и составляющему 1,92675 доллара США за 1 английский фунт стерлингов.
В связи с отказом Сирии выполнять свои финансовые обязательства перед Россией клиринговые расчеты между странами также не производились.
В течение более чем 10 лет Сирия уклонялась от проведения переговоров по выверке и урегулированию задолженности, ссылаясь на тяжелое финансовое положение. Однако в ходе переговоров, состоявшихся в начале 2005 года накануне визита в Россию Президента Сирии Б. Асада, сторонам удалось согласовать взаимоприемлемые условия и порядок погашения сирийской стороной задолженности перед Российской Федерацией.
29 мая 2005 года в г. Дамаске было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам (далее - Соглашение).
Соглашение урегулирует всю задолженность Сирии перед Россией по состоянию на 1 января 2005 года с учетом встречных финансовых обязательств российской стороны.
Условиями Соглашения предусмотрено предоставление должнику скидки в размере 73 процентов суммы сальдо. Оставшиеся 27 процентов задолженности погашаются следующим образом:
часть задолженности в сумме 1,5 млрд. долларов США - в течение 10 лет равными полугодовыми платежами в долларах США;
часть задолженности в сумме 2,11 млрд. долларов США - путем единовременного зачисления средств в национальной валюте (сирийских фунтах) в пользу Правительства Российской Федерации на счет, открытый в Центральном банке Сирии. Указанные средства могут быть использованы на оплату сирийских товаров (кроме сырой нефти, нефтепродуктов и хлопка-сырца) и услуг, местных расходов российских организаций и представительств и на инвестиционные проекты, реализуемые на территории Сирии.
На часть задолженности в сумме 1,5 млрд. долл. США начисляются проценты по ставке 4% годовых, которые выплачиваются в сирийских фунтах и зачисляются на вышеуказанный счет в Центральном банке Сирии.
Согласованный сторонами график погашения задолженности учитывает платежные возможности Сирии и переводит эту задолженность из категории "безнадежной" в обслуживаемую. Предусмотренное Соглашением использование средств в сирийских фунтах на инвестиционные проекты на территории Сирии и на закупку сирийских товаров и услуг будет способствовать расширению инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Россией и Сирией.
Сирийская сторона в срок и в полном объеме осуществляет платежи, причитающиеся Российской Федерации по Соглашению.
В начале 2006 года сирийская сторона уведомила российскую сторону о своем решении перейти на расчеты в евро при проведении международных банковских операций и предложила оформить соответствующие межправительственные договоренности. Принятие такого решения Сирия объяснила угрозой блокирования сирийских средств в долларах США в связи с экономическими санкциями против Сирии, введенными США.
Во избежание возникновения подобной ситуации и в целях минимизации финансовых рисков для Российской Федерации 17 января 2007 г. было подписано Дополнение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от 29 мая 2005 г. (далее - Дополнение), предусматривающее замену валюты платежа по Соглашению с доллара США на евро.
Ежегодные поступления от сирийской стороны в свободно конвертируемой валюте в федеральный бюджет эквивалентны 150,0 млн. долларов США. Кроме того, в доход федерального бюджета будут направляться средства от реализации на конкурсной основе в пользу российских юридических лиц средств в сирийских фунтах, поступающих в погашение задолженности Сирии на счет в Центральном банке Сирии.
В соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации Соглашение и Дополнение подлежат ратификации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Соглашение и Дополнение не содержат положений иных, чем предусмотренные российским законодательством, и их ратификация и реализация не предполагают дополнительных расходов федерального бюджета.
Акты федерального законодательства, подлежащие в связи с проектом федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от 29 мая 2005 года и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от 29 мая 2005 года и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года"
Реализация Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам от 29 мая 2005 года и Дополнения к этому Соглашению от 17 января 2007 года" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.