Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 октября 2004 г. N 92-ПВ03
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя - Лебедева В.М.,
членов Президиума - Радченко В.И., Серкова П.П., Верина В.П., Смакова P.M., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А. -
рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по заявлению главы муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области - Семенева Н.С. о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению с момента подписания статьи 18 части 2, статьи 19 Закона Орловской области от 25 декабря 2002 года N 297-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год", пунктов 25 Приложений NN 1, 2, 8 к Закону Орловской области от 25 декабря 2002 года N 297-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" и пунктов 25 Приложений NN 1, 2 к Методике расчета межбюджетных отношений этого же Закона по надзорной жалобе главы муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино - Семенева Н.С. на решение Орловского областного суда от 26 мая 2003 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего, что судебные постановления следует оставить без изменения, а надзорную жалобу главы муниципального образования Семенева Н.С. - без удовлетворения, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
глава муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области - Семенев Н.С. обратился в Орловский областной суд с заявлением о признании Закона Орловской области от 25 декабря 2002 года N 297-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" противоречащим федеральному законодательству в части и не подлежащим применению в этой части со дня его подписания.
По мнению заявителя, статья 18 часть 2, статья 19 Закона Орловской области от 25 декабря 2002 года N 297-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год", пункты 25 Приложений NN 1, 2, 8 к данному Закону, а также пункты 25 Приложений NN 1, 2 к Методике формирования межбюджетных взаимоотношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований на 2003 год этого же Закона противоречат Федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушают права и законные интересы муниципального образования 1 уровня - поселок городского типа Нарышкино. При принятии Закона не было учтено, что поселок Нарышкино является самостоятельным муниципальным образованием и должен иметь финансовую самостоятельность. Между тем, поселок Нарышкино лишен права на прямое получение в процессе бюджетного регулирования отчислений в процентах от федеральных и региональных налогов, а также финансовой помощи в виде дотаций и субвенций. Эти средства перечисляются в бюджет муниципального образования 2 уровня - Урицкий район, на территории которого находится поселок Нарышкино.
Решением Орловского областного суда от 26 мая 2003 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2003 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В надзорной жалобе в Президиум Верховного Суда Российской Федерации глава муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино - Семенев Н.С. просит об отмене указанных судебных постановлений, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А. от 31 октября 2003 года в истребовании дела по надзорной жалобе главы муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино - Семенева Н.С. было отказано.
Не согласившись с данным определением, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйков В.М. определением от 3 декабря 2003 года истребовал дело в Верховный Суд Российской Федерации.
В связи с сомнениями в законности судебных постановлений, вынесенных нижестоящими судами, определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А. от 23 марта 2004 года дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит, что судебные постановления суда первой и второй инстанций подлежат оставлению без изменения, а надзорная жалоба - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что поселок городского типа Нарышкино является муниципальным образованием, расположенным в границах муниципального образования Урицкий район. При этом поселок Нарышкино является муниципальным образованием 1 уровня, а Урицкий район - 2 уровня.
Закон Орловской области "Об областном бюджете на 2003 года" в оспариваемой заявителем части, предусмотрев отчисление от федеральных и региональных налогов и финансовую помощь в виде дотаций и субвенций бюджетам районов и городов области, являющихся муниципальными образованиями 2-го уровня, не закрепил отдельной строкой в бюджете области финансирование муниципальных образований 1-го уровня, в том числе поселка городского типа Нарышкино, входящего в состав Урицкого района.
Выводы судов первой и кассационной инстанций о том, что оспариваемые заявителем нормы Областного закона не противоречат федеральному законодательству, являются правильными.
Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшим в период рассмотрения дела, в пункте 3 статьи 6 определено, что в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Аналогичная норма содержится и в действовавшем в период рассмотрения дела Федеральном законе от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 7 статьи 7 Закона).
Законом Орловской области от 18 декабря 1996 года N 17-ОЗ "О местном самоуправлении в Орловской области" с последующими изменениями предусмотрено, что каждое муниципальное образование самостоятельно утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, решает другие финансовые вопросы местного значения (пункт 3 статьи 13). Муниципальные образования 1 и 2 уровней, имеющие общую территорию, заключают договоры о разграничении полномочий и функций, отнесенных настоящим законом к совместному ведению этих муниципальных образований в области (пункт 4 статьи 13). Одним из предметов исключительного ведения муниципальных образований 2 уровня является выделение дотаций и субвенций бюджетам муниципальных образований 1 уровня (пункт 4 статьи 17). В доходы местных бюджетов зачисляются, в том числе отчисления от федеральных налогов и налогов области, в соответствии с нормативами, установленными законом, закрепленными на долговременной основе, дотации, субвенции и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 64).
Материалами дела установлено, что муниципальное образование - поселок Нарышкино не имеет самостоятельного бюджета и программ развития своей инфраструктуры, утвержденных органом представительной власти - поселковым Советом народных депутатов и требующих выделения дотаций, субсидий, субвенций, финансовой помощи из средств фонда поддержки муниципальных образований.
Согласно статье 57 Устава поселка Нарышкино Урицкого района Орловской области бюджет поселка отражается в районном бюджете отдельной строкой, т. е. является составной частью районного бюджета.
Поскольку поселок Нарышкино добровольно передал полномочия по составлению, утверждению бюджета, получению дотаций, субвенций, субсидий муниципальному образованию 2 уровня - Урицкий район, поселок Нарышкино не является надлежащим участником бюджетных правоотношений, интересы которого должны быть учтены при разработке и утверждении закона Орловской области о бюджете на очередной год.
Таким участником бюджетных правоотношений является муниципальное образование - Урицкий район, имеющий свой бюджет и программы развития, требующие выделения дополнительных средств.
Муниципальные образования - поселок Нарышкино и Урицкий район должны сами распределить между собой компетенцию путем заключения договоров и в соответствии с этим разделить бюджетные средства.
При таком положении доводы заявителя о том, что в оспариваемых нормах Закона Орловской области от 25 декабря 2002 года N 297-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" муниципальное образование - поселок Нарышкине должно быть прописано самостоятельной строкой с отдельным финансированием, правильно признаны судом необоснованными.
Доводы надзорной жалобы главы муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино - Семенева Н.С. по своему содержанию соответствуют тем доводам, которые проверялись судами первой и кассационной инстанции, были правильно разрешены, ответы на них подробно и убедительно изложены в судебных постановлениях. При этом не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных постановлений в силу статьи 387 ГПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Орловского областного суда от 26 мая 2003 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 августа 2003 года оставить без изменения, надзорную жалобу главы муниципального образования - поселок городского типа Нарышкино Урицкого района Орловской области Семенева Н.С. - без удовлетворения.
Председатель |
В.М. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 октября 2004 г. N 92ПВ-03
Текст постановления официально опубликован не был