Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва от 23 июня 2008 г. к N 13, п. 2.2
по проекту федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления требований к эксплуатации объектов капитального строительства) - внесен депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом, депутатами Государственной Думы четвертого созыва В.Н. Ельцовым, И.А. Исаковым
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом, депутатами Государственной Думы четвертого созыва В.Н. Ельцовым, И.А. Исаковым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Градостроительный кодекс Российской Федерации статьями, регулирующими вопросы эксплуатации объектов капитального строительства. Законопроектом регулируются порядок, требования к эксплуатации и технической эксплуатации объектов капитального строительства в части поддержания устойчивости, надежности и долговечности зданий, строений и сооружений, порядок признания объекта аварийным и подлежащим капитальному ремонту, реконструкции, сносу, а также требования к субъектам отношений по эксплуатации объектов капитального строительства, их правам и обязанностям.
Особо следует отметить, что законопроектом устанавливаются требования к эксплуатации объектов капитального строительства, которые должны быть изначально определены в проектной документации таких объектов. Лица, осуществляющие эксплуатацию объектов капитального строительства, обязаны осуществлять эксплуатацию объектов капитального строительства с соблюдением указанных требований, что позволит предотвратить обрушение зданий, строений, сооружений и возникновение многих иных аварийных ситуаций.
В целях проверки деятельности по поддержанию объектов капитального строительства в надлежащем техническом состоянии законопроектом вводится государственный надзор при эксплуатации таких объектов, предметом которого является проверка соответствия технической эксплуатации объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, предъявляемых к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объекта, требованиям проектной документации, а также порядку осуществления технической эксплуатации. За нарушение установленного порядка эксплуатации и технической эксплуатации объектов капитального строительства законопроектом вводится административная ответственность.
Необходимость внесения указанных изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации обусловлена тем, что в настоящее время вопросы эксплуатации зданий, строений, сооружений в законодательстве Российской Федерации должным образом не урегулированы. Отдельными Федеральными законами (Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об электроэнергетике", "О связи", "О газоснабжении в Российской Федерации" и др.) установлены отдельные требования к эксплуатации объектов капитального строительства. Однако указанные требования установлены, в основном, для технических устройств и оборудования, находящегося в соответствующих зданиях, строениях и сооружениях. Перечисленные законодательные акты не содержат или содержат недостаточный объем требований к эксплуатации самих зданий, строений, сооружений.
Кроме того, недостатком существующего подхода в актах действующего законодательства является то, что отсутствует единый (единообразный) механизм обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства, их строительных конструкций и сетей инженерно-технического обеспечения, которые неразрывны как стадии единого жизненного цикла объекта недвижимости.
Государственная политика в области строительства и эксплуатации объектов капитального строительства должна основываться, прежде всего, на единообразном правовом регулировании всего цикла создания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, а также на участии государства и негосударственных субъектов в этих процессах в целях обеспечения безопасности объектов капитального строительства, их эксплуатационной надежности, и, соответственно, защиты жизненно важных интересов граждан - их жизни и здоровья, имущества.
Таким образом, принятие данного законопроекта будет способствовать повышению уровня безопасности объектов капитального строительства. Кроме того, принятие законопроекта обеспечит однообразное понимание и применение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации на практике.
Вместе с тем, по законопроекту имеются отдельные замечания. Так, законопроектом регулируются вопросы эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, а также объекты незавершенного строительства. В связи с этим, Комитет считает необходимым уточнить ко второму чтению, что речь должна идти об эксплуатации не всех объектов капитального строительства, а только зданий, строений и сооружений.
В связи с принятием Федерального закона от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо размеры штрафов в новой статье 9.9 (пункт 3 статьи 4 законопроекта) следует указать в рублях.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям поддерживает проект федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думы принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.