В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на повышение уровня безопасности объектов капитального строительства в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан. Для этого в законопроекте предлагается:
установить обязательные требования к эксплуатации объектов капитального строительства;
ввести соответствующий вид государственного надзора;
внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, направленные на урегулирование вопросов эксплуатации объектов капитального строительства и проведения государственного надзора при осуществлении указанной эксплуатации;
внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
По законопроекту имеется ряд замечаний.
Вопросы безопасности, в том числе эксплуатации зданий, строений и сооружений должны регулироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Так, согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" обязательные требования к объектам технического регулирования (в том числе к зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с ними процессам эксплуатации и иным процессам), обеспечивающие их механическую, химическую, пожарную и иные виды безопасности, должны содержаться в технических регламентах. Кроме того, главой 6 этого Федерального закона предусматривается осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований соответствующих технических регламентов.
По существу, в законопроекте предпринята попытка осуществлять правовое регулирование отношений, касающихся технической эксплуатации объектов капитального строительства и государственного надзора за такой эксплуатацией. При этом указанные вопросы предусматривается решать в рамках законодательства о градостроительной деятельности (соответствующие изменения вносятся в Градостроительный кодекс Российской Федерации). Вместе с тем согласно определению понятия "градостроительная деятельность", содержащемуся в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация объектов капитального строительства не относится к градостроительной деятельности.
Статья 1 Кодекса дополняется законопроектом пунктами 17-19, в которых даются определения понятий "капитальный ремонт", "текущий ремонт", "конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта". Вместе с тем представляется необходимым уточнить понятие "конструкционные системы объекта и их части", а также соотношение понятий "часть конструкционной системы" и "конструкция".
Понятие "конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта", используемое в тексте законопроекта, имеет неопределенное содержание и также нуждается в уточнении, поскольку может привести к неосновательно широкому его пониманию при правоприменении.
Следует отметить, что принятие законопроекта может повлечь за собой расходы из бюджетов различных уровней на исполнение функций, которые законопроектом дополнительно включаются в функции государственных контрольных (надзорных) органов, а также затраты на проведение негосударственной экспертизы технического состояния объектов федеральной собственности.
Однако в финансово-экономическом обосновании к представленному законопроекту указано, что реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Также не могут быть поддержаны положения законопроекта, регламентирующие эксплуатацию объектов капитального строительства и государственный надзор за соблюдением требований по безопасности при эксплуатации зданий, строений и сооружений, порядок организации и проведения такого надзора, так как данные положения не являются предметом регулирования градостроительного законодательства.
Кроме того, законопроектом (статья 4) предлагается изложить статью 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в новой редакции. При этом в ней применяется термин "минимальный размер оплаты труда", хотя согласно Федеральному закону от 22 июня 2006 г. N 116-ФЗ денежное взыскание должно иметь конкретное рублевое выражение. В связи с этим законопроект должен быть изменен.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "22 июня 2007 г."
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект в части включения в Градостроительный кодекс Российской Федерации положений, касающихся определения понятий "капитальный ремонт", "текущий ремонт", "конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства" и других, а также подготовки в период проектирования и строительства в составе проектной документации объектов капитального строительства документации по эксплуатации зданий, строений и сооружений.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 16 июня 2008 г. N 2682п-П9 "Официальный Отзыв на проект федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом и В.Н. Ельцовым (в период исполнения им депутатских полномочий)"
Текст письма официально опубликован не был