Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 470322-4 "Технический регламент "Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение" (в части обеспечения безопасности пищевых продуктов, произведенных из водных биоресурсов и связанных с ними процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации), внесенный депутатами Государственной Думы Н.В. Комаровой, Ю.Н. Волковым, членом Совета Федерации В.А. Поповым и А.Б. Алиевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации
Рассмотрев проект федерального закона N 470322-4 "Технический регламент "Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки, производство и обращение" (далее - законопроект), Комитет отмечает следующее.
Название законопроекта нуждается в уточнении. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) сферой применения федеральных законов о техническом регулировании определены отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных или добровольных требований к продукции и к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
При этом из названия законопроекта неясно, о какой продукции идет речь, поскольку в соответствии с его содержанием устанавливаются требования только в отношении продуктов из рыбы, нерыбных объектов промысла и продуктов их переработки. Кроме того, в соответствии со статьей 3 законопроекта объектами технического регулирования являются, в том числе, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а в названии отражены только процессы производства и обращения.
Частью 1 статьи 2 законопроекта устанавливаются обязательные требования к пищевым продуктам из рыбы и нерыбных объектов, процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом техническим регламентом обязательные требования могут устанавливаться не ко всем процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а только к тем, которые связаны с требованиями к данной продукции. Кроме того, требования, предъявляемые к регулируемым объектам разделены на обязательные и применяемые на добровольной основе. В этой связи, сфера применения законопроекта, установленная частью 1 статьи 2, не соответствует Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 2 законопроекта "настоящий технический регламент регулирует отношения, возникающие при производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов". В то же время Федеральным законом определено, что "технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)". Таким образом, технический регламент не регулирует отношения, связанные с производством, а устанавливает требования к продукции и процессам производства.
Частью 2 статьи 4 законопроекта устанавливается, что для идентификации объектов технического регулирования любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что объекты технического регулирования соответствуют идентификационным признакам. Однако, в соответствии с Федеральным законом технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Вместе с тем, в законопроекте указанный перечень (описание) не раскрывается, а определяются группы, на которые подразделяются пищевые продукты из рыбы и нерыбных объектов в зависимости от способа их приготовления (живые, мороженые, консервы и т.д.). В законопроекте отсутствуют также правила идентификации, но есть статья с таким наименованием. В этой связи, возникает необходимость для каждого объекта технического регулирования определить идентификационные признаки.
Название статьи 5 законопроекта не соответствует своему содержанию, так как многие понятия не имеют идентификационных признаков, что не позволяет однозначно идентифицировать объекты регулирования.
Указанной статьей вводится понятие "вода питьевая". В связи с тем, что статья 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, введение указанного понятия представляется избыточным.
Статьей 5 законопроекта вводится также понятие "продукт товарной аквакультуры". В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" промышленное рыбоводство (аквакультура) - предпринимательская деятельность по выращиванию рыбы, других водных животный и растений. Термин "товарная аквакультура" не может быть применим, поскольку аквакультура, как вид хозяйственной деятельности по разведению, содержанию и выращиванию рыб, других водных животных, растений и водорослей может только включать в себя другие виды деятельности, связанные с товарным рыбоводством.
Следует также отметить, что часть понятий уже закреплены в других федеральных законах (например, такие понятия как "фальсифицированные пищевые продукты", "утилизация пищевых продуктов", "технические документы" закреплены в Федеральном законе "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а понятия "изготовитель" и "срок годности продукта" в Федеральном законе "О защите прав потребителей"). Требуют уточнения понятия "санпропускник", "лаборатория производственная", "партия пищевых продуктов", "система собственного контроля" и другие. Вызывает возражение такие понятия, как "посторонние запах и вкус", "поточность", "прослеживаемость". Кроме того, часть определений в тексте не используется, вследствие чего статья 5 законопроекта представляется весьма перегруженной.
В части 1 статьи 26 установлено, что проектирование и строительство предприятий должно производиться в соответствии с установленными законодательством требованиями к пищевым объектам. В тоже время, в Градостроительном кодексе Российской Федерации речь идет о проектировании, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривается проектирование и строительство предприятий.
Статья 34 законопроекта определяет требования безопасности к утилизации пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов. Однако, данные вопросы в достаточной мере урегулированы ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, которые утверждены приказом от 04.12.1995 N 13-7/469 Минсельхозпрода России. Кроме того, в части 5 данной статьи предусматривается конфискация продуктов, не соответствующих требованиям рассматриваемого технического регламента по безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вызывает сомнение установление такого требования, поскольку реализация изъятых пищевых продуктов невозможна. Редакцию данной статьи необходимо откорректировать с учетом положения статьи 59 Федерального закона "О животном мире", касающейся вопроса изъятия незаконно добытых объектов животного мира и орудий добывания объектов животного мира в части их уничтожения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приказ от 04.12.1995 N 13-7-2/469 Минсельхозпрода России"
Законопроектом в статьях 36, 41 - 44 вводятся такие формы оценки соответствия продукции из рыбы и нерыбных объектов и процессов производства хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технического регламента, как государственная регистрация объектов, осуществляющих производство пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов, их хранение и реализацию, транспортных средств, осуществляющих их перевозку, государственный мониторинг рыбы и нерыбных объектов на стадии производства, государственный контроль.
В соответствии с Федеральным законом технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме (статья 7 Федерального закона).
Вместе с тем, введение таких норм, по тем формам, которые предлагаются законопроектом, создаст необоснованные административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности по производству, хранению, перевозке и реализации пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов.
Так, согласно части 1 статьи 41 участник хозяйственной деятельности имеет право осуществлять производство, хранение, перевозку и реализацию пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов на территории Российской Федерации только после государственной регистрации объектов, осуществляющих производство, хранение и реализацию, а также водных транспортных средств, осуществляющих перевозку пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов. А согласно части 6 этой статьи регистрация автомобильных, воздушных и железнодорожных транспортных средств для перевозки пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов должна проходить в соответствии с требованиями технического регламента в сфере безопасности пищевых продуктов.
Введение новых видов государственной регистрации транспортных средств противоречит Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, Воздушному кодексу, другим федеральным законам. А регистрация объектов, осуществляющих производство, хранение и реализацию пищевых продуктов противоречит Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 44 законопроекта предполагается формирование и ведение государственного реестра объектов, осуществляющих производство, хранение, реализацию и перевозку пищевых продуктов из рыбы и нерыбных объектов. Однако, в пояснительной записке и обосновании принятия данного законопроекта отсутствует обоснование необходимости формирования данного реестра.
Учитывая намерение Правительства Российской Федерации о приоритетном утверждении технических регламентов, связанных с безопасностью пищевых продуктов для населения, а также то, что реализация идей проекта федерального закона будет способствовать обеспечению гармонизации в области пищевого законодательства с международными стандартами и регламентами Европейского союза, что особенно важно в преддверии предстоящего вступления России в ВТО, представляется целесообразным с учетом высказанных замечаний доработать представленный законопроект.
Поступившие из субъектов Российской Федерации отзывы на законопроект не соответствуют требованиям статьи 26.4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного, Комитет считает, что проект федерального закона N 470322-4 "Технический регламент "Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение" (в части обеспечения безопасности пищевых продуктов, произведенных из водных биоресурсов и связанных с ними процессов производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации), внесенный депутатами Государственной Думы Ю.Н. Волковым, Н.В. Комаровой, членом Совета Федерации В.А. Поповым и А.Б. Алиевым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в I чтении при условии его доработки ко II чтению авторами законопроекта совместно с подкомитетом по животному миру, в том числе по водным биологическим ресурсам (председатель А.Н. Нюдюрбегов) в соответствии с замечаниями, изложенными в заключениях Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правового Управления Аппарата Государственной Думы, Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, отзывах субъектов Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.