Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. N 67-Г03-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Манохиной Г.В. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 4 февраля 2004 года дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Новосибирского областного суда от 3 ноября 2003 года, которым заявление прокурора Новосибирской области о признании недействующими некоторых положений Закона Новосибирской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Новосибирской области" от 16 марта 1998 г. N 3-ОЗ удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 февраля 1998 года Новосибирским областным Советом депутатов принят Закон Новосибирской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Новосибирской области" N 3-ОЗ. Закон подписан главой администрации Новосибирской области и опубликован в газете "Советская Сибирь" (N 54) 24 марта 1998 года.
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать абзац 3 статьи 12, пункт 2 статьи 16, пункт 4 статьи 14, абзац 2 пункта 1 и пункт 5 статьи 15 указанного Закона Новосибирской области противоречащими федеральному законодательству, а потому недействующими.
Решением суда от 3 ноября 2003 года заявление прокурора Новосибирской области удовлетворено частично: абзац 2 пункта 1, пункт 5 статьи 15 областного закона признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими. В остальной части требований прокурору отказано.
В кассационном представлении участвующий в деле прокурор просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований, считая его в этой части незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда в части отказа прокурору в признании недействующим пункта 4 статьи 14 областного закона неправильным и подлежащим отмене.
В соответствии с оспариваемыми прокурором абзацем 3 статьи 12, пунктом 2 статьи 16 Закона Новосибирской области орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании представительного органа местного самоуправления) или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения или в иной установленный представительным органом местного самоуправления срок.
В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов сообщение об этом должно быть представлено депутату в трёхдневный срок со дня получения обращения. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения обращения.
Отказывая прокурору в признании указанных норм недействующими, суд правильно указал, что согласно пункту 6 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку статьёй 45 данного Федерального закона, предусмотревшей обязанность рассмотрения обращений органов местного самоуправления, сроки рассмотрения данных обращений не установлены, законодатель области в Законе "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Новосибирской области", реализуя свои полномочия, эти сроки определил.
В связи с этим суд пришёл к обоснованному выводу о том, что законодательный орган Новосибирской области был вправе самостоятельно более полно и конкретно, чем это сделано в Федеральном законе, определить статус депутата органа местного самоуправления области.
Исходя из изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора в этой части следует признать правильным.
Доводы кассационного представления о том, что в силу отсутствия в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка и сроков рассмотрения обращений органов местного самоуправления и его должностных лиц, суду надлежало руководствоваться положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", являются необоснованными. Приведённый нормативный правовой акт Союза ССР отношений, связанных со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, не регулирует.
Ссылка в представлении на то, что порядок и сроки рассмотрения обращений органов местного самоуправления и его должностных лиц могут быть установлены исключительно органами государственной власти Российской Федерации, несостоятельна и поводом к отмене решения суда быть не может, поскольку определение порядка и сроков рассмотрения обращений к регулированию и защите прав граждан на осуществление местного самоуправления не относится.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона области депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных и муниципальных средствах массовой информации. При этом материалы, представленные депутатом по поручению соответствующего комитета, комиссии представительного органа местного самоуправления, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные и муниципальные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее десяти дней после обращения.
По мнению прокурора, данная норма Закона области в той части, в какой она возлагает на государственные средства массовой информации обязанность предоставлять депутату представительного органа местного самоуправления преимущественное право выступать в них по вопросам депутатской деятельности, а также публиковать представленные им материалы, противоречит федеральному законодательству.
Не соглашаясь с доводами прокурора, суд сделал вывод о том, что Новосибирский областной Совет депутатов, руководствуясь Федеральным законом о местном самоуправлении, конституционными гарантиями прав каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29 Конституции Российской Федерации), конституционной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы (статья 24 Конституции Российской Федерации), статьей 38 Закона Российской Федерации о средствах массовой информации, пунктом 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, урегулировал данные правоотношения в пределах своих полномочий.
Данный вывод суда основан на неправильном применении им норм материального права и является ошибочным.
Действительно, пункт 6 статьи 3 Федерального закона о местном самоуправлении обязывает органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Статья 19 Федерального закона о местном самоуправлении устанавливает, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Однако ни из одной приведённой нормы обязанности государственных средств массовой информации предоставлять преимущественное право выступать в них депутату органа местного самоуправления, публиковать и распространять представленные им материалы не вытекает.
В соответствии со статьёй 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:
вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
Названный Федеральный закон от 13.01.95 N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" обязанности государственных средств массовой информации предоставлять депутатам представительных органов местного самоуправления преимущественное право выступления в них, а также публиковать и распространять представленные ими материалы не предусматривает.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать пункт 4 статьи 14 Закона области в части преимущественного права депутата выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации, а также обязательного опубликования или распространения через государственные средства массовой информации представленных депутатом материалов соответствующим указанным выше положениям федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 3 ноября 2003 года в части отказа прокурору в признании недействующим некоторых положений пункта 4 статьи 14 Закона Новосибирской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Новосибирской области" от 16 марта 1998 г. N 3-ОЗ отменить и вынести в этой части новое решение, которым пункт 4 статьи 14 Закона Новосибирской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Новосибирской области" от 16 марта 1998 г. N 3-ОЗ признать недействующим со дня вступления данного решения в законную силу в той части, в какой она возлагает на государственные средства массовой информации обязанность предоставлять депутату представительного органа местного самоуправления преимущественное право выступать в них по вопросам депутатской деятельности, а также публиковать или распространять представленные им материалы.
В остальной части это же решение Новосибирского областного суда оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Манохина Г.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. N 67-Г03-23
Текст определения официально опубликован не был