Заключение Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 20 июня 2008 г. N вн. 3.8-16/727
на проект федерального закона N 68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой, Д.Г. Волчеком и членом Совета Федерации Д.Н. Ананьевым
Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой, Д.Г. Волчеком и членом Совета Федерации Д.Н. Ананьевым, и отмечает следующее.
Предлагаемые законопроектом изменения ряда действующих законодательных актов обусловлены внесением базового законопроекта "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", регламентирующего деятельность платежных агентов по приему платежей от физических лиц.
Статьей 2 законопроекта предлагается уточнить в статье 37 (ч. 4) Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" круг субъектов, уполномоченных принимать наличные денежные средства от физических лиц при расчете за оказанные услуги (выполненные работы).
Комитет отмечает, что в случае принятия базового законопроекта, а также с учетом закрепления требования об обязательном использовании контрольно-кассовой техники в целях подтверждения получения денежных средств от граждан, предлагаемые изменения редакции являются правомерными.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" является практически единственным нормативным правовым актом, положения которого в равной степени применяются и профессиональными субъектами правоотношений, и гражданами-потребителями Российской Федерации, которые в большинстве своем не обладают специальными знаниями. В связи с этим, во избежании неоднозначного толкования правовой нормы, а также в целях предотвращения возможных злоупотреблений со стороны профессиональных участников правоотношений, предлагаемую редакцию требуется детализировать. Для сохранения действующего уровня правовой защищенности потребителей предлагаемую норму целесообразно изложить в следующей редакции:
"При использовании наличной формы расчетов оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится в соответствии с указанием исполнителя путем внесения наличных денежных средств исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с выдачей потребителю кассового чека либо иного документа строгой отчетности, подтверждающих факт произведенной оплаты. При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате оказанных услуг (выполненных работ) считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю, либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.".
С учетом высказанных замечаний, Комитет по экономической политике и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.