Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (внесен депутатами Государственной Думы В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой, Д.Г. Волчеком, членом Совета Федерации Д.Н. Ананьевым)
Проект федерального закона N 68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - законопроект) в части внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации рассмотрен Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Законопроектом предлагается закрепить в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) норму о возможности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществлять расчеты через платежных агентов.
Указанное изменение концептуально не может быть поддержано Комитетом в связи с тем, что отношения, связанные с формой расчетов, осуществляемых гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не являются предметом регулирования ЖК РФ.
В данной связи необходимо иметь в виду, что основы правового регулирования расчетов закреплены в главе 46 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 862 названного Кодекса особенности различных форм безналичных расчетов могут быть урегулированы в рамках специальных законодательных актов.
Полагаем возможным также обратить внимание, что наделение управляющих организаций правом в одностороннем порядке принимать решение о формах расчетов и привлечении соответствующих платежных агентов, не в полной мере отвечает законным интересам граждан (граждане по существу будут лишены права самостоятельно либо по согласованию с управляющей организацией выбирать, где и как им удобнее оплачивать жилье и коммунальные услуги). Кроме того, закрепление такой возможности может негативно отразиться на размере вносимой гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку потребуется дополнительно оплачивать услуги платежных агентов. При этом частью 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что порядок внесения и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги являются существенным условием договора управления многоквартирным домом. Нормы аналогичного характера предусмотрены в ЖК РФ для случаев, когда управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, управляющей компанией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным потребительским кооперативом. В связи с этим, вопрос о возможности участия в отношениях между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющими организациями каких-либо посредников (платежных агентов), равно как и порядок оплаты соответствующих услуг таких посредников, должен решаться по согласованию с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Одновременно необходимо иметь в виду, что при регулировании отношений по управлению многоквартирными домами ЖК РФ, прежде всего, определяет взаимные обязательства в указанных отношениях. Тем самым исключается неопределенность в той части, кто, кому и в каком размере должен вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также кто в результате будет нести ответственность как за невыполнение работ и услуг, так и за невнесение или несвоевременное внесение платы за указанные услуги.
Привлечение же, как предлагается в законопроекте, платежных агентов не лицом, имеющим право принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги (в особенности, когда такое право предоставлено даже его представителю), напротив, приведет к усложнению взаимоотношений и возможным ошибкам при внесении гражданами платы за жилье и коммунальные услуги. В частности, из-за непонимания гражданами перед кем у них имеются денежные обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и неоправданной доверчивости к содержанию направленных им платежных документов в течение последних лет происходили случаи сбора платы за жилое помещение и коммунальные услуги лицами, не имеющими на это права.
При этом также необходимо учитывать, что традиции взаимоотношений по управлению многоквартирными домами находятся на начальной стадии формирования и конкурентный рынок управляющих организаций еще недостаточно развит. Одной из причин, сдерживающих его развитие, является навязанный органами местного самоуправления в административном порядке метод сбора платы за жилое помещение и коммунальные услуги расчетными, расчетно-кассовыми, информационно-расчетными центрами. При этом в ряде случаев управляющие организации, вынужденно заключившие соответствующие агентские договоры с расчетно-кассовыми центрами, ограничены в возможности влиять на выбор подрядчиков и качество выполняемых ими работ, а также выбирать по соглашению с гражданами иные формы расчетов.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не поддерживает изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предлагаемые проектом федерального закона N 68785-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.