Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 67-Г07-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей В.П. Меркулова и Г.В. Макарова
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Тальменского сельского Совета Искитимского района Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 25 июля 2007 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими Приложений NN 9 и 10 к Закону Новосибирской области от 27 декабря 2002 г. N 90-ОЗ "Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области" и Приложений NN 2 и 4 к Закону Новосибирской области от 2 июня 2004 г. N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" в части установления границы между муниципальными образованиями Тальменский сельсовет и г. Искитим.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Б. Хаменкова, объяснения главы Тальменского сельсовета Грико А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Тальменский сельский Совет Искитимского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими Приложений NN 9 и 10 к Закону Новосибирской области от 27 декабря 2002 г. N 90-ОЗ "Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области" и Приложений NN 2 и 4 к Закону Новосибирской области от 2 июня 2004 г. N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" в части установления границы между муниципальными образованиями Тальменский сельсовет и г. Искитим, на отрезке от поворотной точки 1 до точки 2, от поворотной точки 109 до точки 141 на плане границ муниципального образования Тальменский сельсовет и на отрезке от поворотной точки 76 до точки 7 на плане границ муниципального образования г. Искитим.
В обоснование требований указал на то, что оспариваемые положения законов области противоречат пунктам 3 и 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
Территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.
Полагал, что при утверждении границ сельского поселения Тальменский сельсовет и городского округа г. Искитим законодатель Новосибирской области в нарушение указанных выше норм Федерального закона разделил исторически сложившиеся земли Тальменского сельсовета, отнеся их часть (карьер известняка Чернореченского цементного завода, сланцевый карьер Чернореченского завода, земли садоводческих обществ "Росинка", "Зелёный бор", "Голубой залив", сельхозугодья АО "Алмаз", пионерлагерь им. Матросова) к землям города Искитима.
Считал, что подобное утверждение границ по существу означает их изменение без учёта мнения населения муниципальных образований.
Решением Новосибирского областного суда от 25 июля 2007 года в удовлетворении заявления Тальменскому сельсовету отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Частью 3 статьи 83 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что при реализации требований статьи 85 настоящего Закона применяется его статья 10, согласно части 2 которой границы территорий муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 11 данного Федерального закона.
Так, в силу пунктов 1 и 12 этой нормы территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. При этом территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
Как следует из материалов дела, статьёй 1 Закона Новосибирской области N 90-ОЗ определены границы муниципальных образований, в том числе муниципальных образований Тальменского сельсовета Искитимского района и города Искитим согласно Приложениям NN 9 и 10.
Пунктом 2 статьи 2, подпунктом 15 пункта 7 статьи 4 Закона Новосибирской области N 200-ОЗ город Искитим наделён статусом городского округа, а Тальменский сельсовет - статусом сельского поселения; утверждены картографические описания их границ в соответствии с границами, установленными Законом Новосибирской области N 90-ОЗ, согласно Приложениям NN 2 и 4, из которых судом установлено, что при установлении границ названных выше муниципальных образований в состав поселения Тальменского сельсовета включены все исторически сложившиеся земли данного муниципального образования.
При этом суд правомерно отметил, что установленные в названных Приложениях границы до их утверждения были согласованы с Тальменским сельсоветом, представители которого в судебном заседании с такими границами согласились.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что оспариваемыми Законами Новосибирской области были нарушены права Тальменского сельсовета.
Довод кассационной жалобы о том, что, границы муниципальных образований, установленные в Приложениях NN 2 и 4 к Закону Новосибирской области N 200-ОЗ не соответствует границам, определённым в Приложениях NN 9 и 10 к Закону Новосибирской области N 90-ОЗ, правового значения не имеет.
Как следует из пояснений в судебном заседании представителя Новосибирского областного Совета депутатов (л.д. 215 т. 1), планы границ в Приложениях NN 9 и 10 определены схематично, поэтому при наделении муниципальных образований соответствующим статусом законодатель, устанавливая их границы, руководствовался картами (Приложения NN 2 и 4), а не планами.
Приведённые доказательства полностью согласуются с положениями статьи 5 Закона Новосибирской области N 200-ОЗ, предписывающей до 1 января 2007 года установить границы муниципальных образований на местности согласно приложениям именно к этому Закону.
Иных доводов, по которым решение суда могло быть отменено, кассационная жалоба заявителя не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 25 июля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Тальменского сельского Совета Искитимского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
В.П. Меркулов |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2007 г. N 67-Г07-18
Текст определения официально опубликован не был