Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 484682-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за принуждение к вступлению в общественное объединение), внесенный Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление административной ответственности граждан и должностных лиц за принуждение к вступлению в общественное объединение, в том числе путем насилия или угрозы применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
Для этого предлагается дополнить главу 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей 5.57 "Принуждение к вступлению в общественное объединение".
Как указано в пояснительной записке, внесение предлагаемого законопроекта обусловлено распространением на практике случаев принуждения к вступлению в общественные объединения, а также отсутствием в действующем законодательстве норм, позволяющих привлечь к ответственности за указанное деяние.
Содержащееся в пояснительной записке утверждение о росте числа рассматриваемых правонарушений не подтверждено какими-либо сведениями, подтверждающими рост числа подобных правонарушений. По мнению Комитета, представление таких сведений является необходимым условием установления ответственности за рассматриваемое деяние.
Кроме того, нуждается в дополнительном обсуждении вопрос о том, в какой именно форме должна быть установлена юридическая ответственность за принуждение к вступлению в общественное объединение.
Указанное деяние посягает на свободу членства в общественных объединениях, гарантированную статьей 30 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
При этом объективная сторона предлагаемого состава административного правонарушения включает в себя принуждение к вступлению в общественное объединение путем насилия или угрозы применения насилия либо с использованием зависимого положения потерпевшего.
Данное нарушение по своей правовой природе является посягательством на конституционное право гражданина, при том совершенное с применением насилия, угрозы применения насилия либо с использованием зависимого положения потерпевшего.
Представляется, что такое деяние должно влечь не административную, а уголовную ответственность.
Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы до принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы имеет право по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта. Вместе с тем, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству такого предложения автору не направлял. Однако, Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа внесла в Государственную Думу 28 марта 2008 года измененный текст законопроекта на основании заключения правового управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, измененный текст законопроекта не может рассматриваться Комитетом в связи с несоблюдением Регламента Государственной Думы.
Соисполнителем по данному законопроекту является Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, который высказался против принятия законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуются Комитетом к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета " 15 " мая 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.