Заключение Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 484682-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Комитет, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Государственной Думой Ямало-Ненецкого округа, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 5.57, устанавливающей административную ответственность за принуждение к вступлению в общественное объединение, в том числе путем насилия или угрозы применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого.
Следует отметить, что запрет на принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем установлен статьей 30 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, принцип добровольности в деятельности общественных объединений закреплен и в самом Федеральном законе "Об общественных объединениях".
Так, в части первой статьи 3 говорится о том, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Закрепляя понятие общественного объединения в статье 5, закон указывает на то, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное именно по инициативе граждан.
Что касается политических партий, как особого вида общественных объединений, то в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях" членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.
Установление факта принуждения к вступлению в любое общественное объединение, тем более, как отмечается в представленном законопроекте, путем насилия или угрозы применения насилия, свидетельствует о прямом нарушении закрепленных Конституцией РФ и действующим законодательством прав и свобод человека и гражданина. А за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (часть 1 статьи 136 Уголовного кодекса Российской Федерации). Мера ответственности виновного устанавливается в судебном порядке.
На основании изложенного Комитет не считает возможным поддержать концепцию представленного законопроекта.
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.