В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - проект).
Проектом предлагается установить административную ответственность за принуждение граждан к вступлению в общественное объединение, в том числе путем насилия или угрозы применения насилия либо с использованием зависимого положения потерпевшего, дополнив Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 5.57.
По мнению автора проекта, необходимость принятия предложенных изменений обусловлена тем, что действующее законодательство не содержит норм об ответственности за данные правонарушения.
Однако предлагаемые изменения недостаточно обоснованы. Так, в пояснительной записке к проекту не приводится достаточных данных, в частности о распространенности случаев принуждения граждан к вступлению в общественное объединение, об устойчивом увеличении числа этих правонарушений, их негативных последствиях и невозможности обеспечить соблюдение права граждан иными мерами правового регулирования.
Необходимо учесть, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются также Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений, в частности, Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". При этом граждане, права и интересы которых нарушены, могут обратиться в суд за защитой этих прав в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, за указанные правонарушения лица, совершившие их, в зависимости от характера действий могут нести уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации, например, статьями 136 "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина", 141 "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий", 148 "Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий", 149 "Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них", 239 "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан".
Наличие названных положений в законодательных актах требует дополнительной оценки особенностей состава правонарушения, за которое автор проекта предлагает установить административную ответственность, и соразмерности предлагаемого наказания его общественной опасности.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации проект не поддерживает.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 1995П-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 484682-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст письма официально опубликован не был