Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2006 г. N 93-Г06-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
судей Калининой Л.А., Харланова A.B.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Магаданской области о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 статьи 3 Закона Магаданской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" от 30 декабря 2004 г. N 541-ОЗ.
по кассационному представлению прокурора Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 10 июля 2006 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А. заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 декабря 2004 года Магаданской областной Думой принят и 30 декабря 2004 г Губернатором Магаданской области подписан Закон области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области". Закон официально опубликован в приложении к газете "Магаданская правда" N 147 (19371) от 31 декабря 2004 г.
В настоящее время Закон действует в редакции Закона Магаданской области N 699-ОЗ от 4 апреля 2006 г.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Магаданской области "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" от 30 декабря 2004 г. (в редакции Закона Магаданской области от 04 апреля 2006 г. N 699-ОЗ) с 01 января 2006 года размер ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря установлен на одного дошкольника - 4334 руб. (вместо ранее установленного данным законом размера 3976 руб.) и на одного школьника - 4871 руб. (вместо ранее установленного размера 4469 руб.).
Прокурор Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 статьи 3 Закона недействующим, мотивируя тем, что указанная норма противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ, предусматривающему право на особую заботу и защиту государством данной категории граждан, а также положениям ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. о запрете ухудшения условий предоставления льгот и выплат отдельным категориям граждан по сравнению с условиями, предусмотренными по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Прокурор полагал, что размер ежемесячного пособия на одного ребенка не может быть ниже размера величины прожиточного минимума по Магаданской области, установленного на детей Постановлением Губернатора Магаданской области от 27.01.2006 г. N 10-п на 4-ый квартал 2005 г. (4525 руб.).
В ходе судебного разбирательства прокурор просил признать оспариваемую норму противоречащей также преамбуле и части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., согласно которой вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособия в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также не может быть уменьшен совокупный объем финансирования соответствующих выплат, а условия их предоставления ухудшены при изменении порядка реализации выплат, предоставлявшихся до указанной даты в натуральной форме.
10 июля 2006 г. Магаданским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в кассационном представлении просит прокурор Магаданской области в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как указано в ст. 1 данного Закона полное государственное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости и др.
Право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка было установлено п. 3 Постановления Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 14.05.2001 г.) Этим же Постановлением установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. N 199 утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), п. 1 которого установлено, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Кроме этого, право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание ребенка предусмотрено абз. 2 п. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, до 1 января 2005 г. размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), определялся, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации внесены изменения и с 1 января 2005 г. порядок и размер денежных средств определяется законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В преамбуле Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Оспариваемый Закон определяет порядок и размер ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), не территории Магаданской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое положение Закона в части, устанавливающей размер денежных выплат, не противоречит федеральному законодательству.
При этом суд правильно указал, что оспариваемый закон принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Магаданской области N 541-ОЗ от 30 декабря 2004 г. (в редакции 04.04.06 г), оспариваемому прокурором, на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю), приемному родителю выплачивается ежемесячное пособие на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на одно физическое лицо:
дошкольного возраста - в размере 4334 рубля.
школьного возраста - в размере 4871 рубль.
Суд установил, что при принятии оспариваемого Закона Магаданской области N 541-ОЗ от 30 декабря 2004 г. до внесения в него изменений Законом Магаданской области N 699-ОЗ от 04.04.2006 г. установленный по состоянию на 31.12.2004 г. размер ежемесячного пособия опекуну (попечителю, приемному родителю) на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря был сохранен, равно как и порядок реализации его выплаты.
Размер пособия определялся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 409 от 20.06.1992 г., исходя из установленных норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем по фактическим ценам. Это подтверждается представленными Департаментом образования администрации Магаданской области расчетами, согласно которым определен размер опекунского пособия (соответственно на дошкольника - 3976 руб. и школьника - 4469 руб.) по состоянию на 31.12.2004 г.
Размер ежемесячного пособия, установленный с 1 января 2006 года, определен с учетом ранее действовавшего механизма: тех же норм питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря, а также фактических цен региона, который увеличен на коэффициент 1,09.
Судом установлено, что бюджетом Магаданской области на реализацию Закона Магаданской области N 541-ОЗ в 2005 году предусматривались средства в размере 23.562,0 тысяч рублей (Закон Магаданской области от 31 декабря 2004 г. N 534-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год"), а в 2006 году - 28.124,0 тысяч рублей (Закон Магаданской области N 643-03 от 23.12.2005 г. "Об областном бюджете на 2006 год"). Таким образом, объем финансирования денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством) с 1 января 2006 г. увеличен.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемая норма в части размера опекунских пособий 4334 руб. и 4871 руб. соответственно для ребенка дошкольного и школьного возраста не уменьшила совокупный объем финансирования и выплат по сравнению с ранее Предоставляемыми выплатами и условия предоставления не ухудшила.
Суд правильно отверг представленный прокурором в обоснование доводов о снижении уровня финансирования опекунского пособия по сравнению с ранее установленным расчет Департамента образования администрации области о размере денежных средств на питание, обмундирование и мягкий инвентарь на май 2006 года, поскольку в его основе лежат средние статистические цены на товары (питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь), которые определены на основании только трех регионов Магаданской области (города Магадана, г. Сусмана и поселка Усть-Омчуг), тогда как определение размера пособий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 409 от 20.06.1992 г. производилось по фактическим ценам не менее девяти муниципальных образований области.
Кроме того, суд принял во внимание объяснения представителя Департамента образования администрации Магаданской области о том, что в 2006 году обеспечение детей-сирот, находящихся в детских учреждениях Магаданской области (детских домах), питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем осуществляется в таком же размере ежемесячного пособия: 4334 руб. на одного дошкольника и 4871 руб. на одного школьника и по таким же нормативам, которые распространены на опекунов и попечителей.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии противоречия положений оспариваемого Закона области федеральному законодательству является правильным.
Доводы кассационного представления прокурора фактически воспроизводят доводы заявления прокурора, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст.ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Магаданского областного суда от 10 июля 2006 г. - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Емышева В.А. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Харланов A.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2006 г. N 93-Г06-9
Текст определения официально опубликован не был