Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 7-Г04-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Пирожкова В.Н., Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 30 июня 2004 г. дело по кассационному представлению прокурора прокуратуры Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 7 апреля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя администрации Ивановской области Чеберяк Н.Л., возражавшей против представления прокурора, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., полагавшей отменить решение, судебная коллегия установила:
прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 постановления Главы администрации Ивановской области от 5 августа 1999 г. "О мерах по реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территории Ивановской области" в части возложения функции страховщика на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области, а также п. 5.10, 6.2 и 6.3 Правил обязательного медицинского страхования Ивановской области, которые утверждены п. 2 оспариваемого постановления Главы администрации Ивановской области.
Указанным решением Ивановского областного суда в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 оспариваемого постановления Главы администрации Ивановской области функции страховщика возложены на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области.
Между тем, согласно ст. 2 Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" в качестве страховых медицинских организаций выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Аналогичное положение содержится в Законе РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. 6).
Такое определение понятия страховой медицинской организации совпадает с понятием страховщика в ст. 938 ГК РФ, согласно которой, в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида.
Таким образом, действующим федеральным законодательством установлено, что страховщиком, в том числе по обязательному медицинскому страхованию, могут быть страховые медицинские организации, являющиеся юридическими лицами и самостоятельными хозяйствующими субъектами, в любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой форме и с любыми формами собственности, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
В связи с тем, что федеральным законодательством определено, кто может быть страховщиком, в том числе и в сфере обязательного медицинского страхования, то и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в этой части должны соответствовать федеральному законодательству.
С учетом этого, возложение пунктом 1 оспариваемого постановления Главы администрации Ивановской области функций страховщика на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, не относящийся к указанным выше организациям и не имеющего разрешения (лицензии) на право занятия медицинским страхованием, нельзя признать правильным.
Принимая решение по делу, суд согласился с тем обстоятельством, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования не является субъектом обязательного медицинского страхования, предусмотренного ст. 2 Закона "О медицинском страховании граждан Российской Федерации".
Тем не менее, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд руководствовался ведомственными правовыми актами Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства здравоохранения РФ, которыми не исключается возможность возложения функций страховщика на Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Однако, при разрешении данного дела суду следовало руководствоваться федеральными законами, имеющими большую юридическую силу по сравнению с ведомственными правовыми актами.
При таких обстоятельствах решение, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству п. 1 оспариваемого постановления Главы администрации Ивановской области в части возложения функций страховщика на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области подлежит отмене.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора в указанной части.
Что касается требования прокурора о признании недействующими п. 5.10, 6.2 и 6.3 Правил обязательного медицинского страхования Ивановской области, то, как установил суд, Указом губернатора Ивановской области от 2 апреля 2004 г. п. 2 оспариваемого постановления, которым утверждены указанные Правила, признан утратившим силу. Таким образом, оспариваемый пункт постановления не порождает каких-либо гражданских прав и обязанностей и следовательно, не может повлечь каких-либо нарушений интересов Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ производство по делу должно быть прекращено, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 7 апреля 2004 г. отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 постановления Главы администрации Ивановской области от 5 августа 1999 г. "О мерах по реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территории Ивановской области" в части возложения функции страховщика на Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области со дня вступления решения в законную силу.
Прекратить производство по делу в части признания недействующими п. 5.10, 6.2 и 6.3 Правил обязательного медицинского страхования Ивановской области, утвержденных п. 2 постановления Главы администрации Ивановской области от 5 августа 1999 г. "О мерах по реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации на территории Ивановской области".
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
В.Н. Пирожков |
|
Т.И. Еременко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 июня 2004 г. N 7-Г04-9
Текст определения официально опубликован не был