В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьями 264.1, 264.2 и 264.3, устанавливающими уголовную ответственность за использование на транспортном средстве подложного устройства для подачи специальных сигналов или подложных особых государственных регистрационных знаков, за подделку, изготовление или сбыт указанных сигналов и знаков, а также за незаконную выдачу разрешения на их установку на транспортное средство.
В настоящее время ответственность за нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, за управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлено такое устройство, за установку на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков и за управление транспортным средством с такими знаками установлена соответственно в статьях 12.2, 12.4 и 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" за данные правонарушения существенно усилена административная ответственность. Принимая во внимание небольшой срок действия указанных изменений, сделать выводы о неэффективности имеющихся санкций и о наличии потребности дальнейшего усиления ответственности за совершение указанных нарушений не представляется возможным.
Вводимой законопроектом статьей 264.1 УК РФ предлагается установить уголовную ответственность за установку на транспортном средстве заведомо подложного устройства для подачи световых или звуковых сигналов, а равно за управлением таким транспортным средством, если лицо уже было привлечено к административной ответственности за подобные правонарушения.
Данная новелла представляется недопустимой, поскольку меры административной юрисдикции не являются основанием возникновения уголовной ответственности. Так, согласно статье 14 УК РФ преступлением признается лишь то деяние, которое представляет общественную опасность. Этот признак, отсутствующий в редакции предлагаемой статьи, отличает преступление от административного правонарушения или морального проступка. В этой связи в УК РФ не предусматривается использование составов преступлений с административной преюдицией.
Кроме того, установление нового наказания в виде лишения права управления транспортным средством потребует внесения изменений в статью 44 УК РФ, определяющую виды наказаний.
Дополнение УК РФ статьей 264.2, предусматривающей ответственность за незаконную выдачу разрешения на установку на транспортное средство устройства для подачи специальных сигналов или особых государственных регистрационных знаков, не может быть поддержано в силу того, что указанные деяния полностью охватываются диспозицией статьи 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями).
Включение в УК РФ новой статьи 264.3, устанавливающей ответственность за подделку, изготовление или сбыт подложных специальных сигналов или подложных особых государственных регистрационных знаков, предназначенных для установки на транспортные средства, также представляется нецелесообразным, поскольку уголовная ответственность за подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в настоящее время уже установлена статьей 326 УК РФ.
Следует также учитывать, что при дополнении УК РФ новыми нормами требуется одновременное внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части определения подследственности и обязательности производства предварительного следствия по данным составам преступлений.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 июня 2006 г. N 2358п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы А.Е. Лебедевым и А.А. Самошиным"
Текст письма официально опубликован не был