Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 373705-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части уголовной ответственности за незаконные изготовление, сбыт и использование на транспортном средстве устройств для подачи специальных сигналов и (или) особых государственных регистрационных знаков)
Названным законопроектом предполагается дополнение главы 27 ("Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта") Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) новыми статьями: 264.1 ("Использования на транспортном средстве подложного устройства для подачи специальных сигналов или подложных особых государственных регистрационных знаков"), 264.2 ("Незаконная выдача разрешения на установку на транспортное средство устройства для подачи специальных сигналов или особых государственных регистрационных знаков"), 264.3 ("Подделка, изготовление или сбыт подложных специальных сигналов или подложных особых государственных регистрационных знаков, предназначенных для установки на транспортные средства").
По мнению авторов законопроекта, необходимость его принятия обусловлена наличием массовых фактов использования устройств для подачи специальных сигналов и (или) особых государственных регистрационных знаков с нарушением действующего законодательства, что, в свою очередь, подрывает авторитет государственной власти, усиливает криминогенную обстановку в обществе и способствует коррупции в органах государственной власти.
Следует отметить, что в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации (от 01.12.2006 г. N 737) "О специальных световых и звуковых сигналах" особые государственные регистрационные знаки, установленные на автомобилях должностных лиц органов государственной власти, до 1 февраля 2007 года подлежали замене на государственные регистрационные знаки установленного образца с соответствующей перерегистрацией указанных транспортных средств.
Следует также учитывать, что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение правил установки и использования на транспортных средствах специальных световых или звуковых сигналов (статья 12.4 ("Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб"), статья 12.5 ("Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена") и статья 12.31 ("Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб") Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом законопроектом не предполагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, принятие предлагаемых законопроектом дополнений повлечет коллизию правовых норм административного и уголовного законодательства.
Кроме того, установление законопроектом новой санкции в виде лишения права управления транспортным средством потребует внесения изменения в статью 44 УК РФ, определяющую виды наказаний.
Необходимо отметить, что в соответствии с действующими положениями уголовного закона должностное лицо, виновное в незаконной выдаче разрешения на установку на транспортное средство специальных сигналов и особых государственных знаков, может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") УК РФ.
В свою очередь, указанные в законопроекте деяния могут быть квалифицированы в соответствии с действующими положениями статьи 286 ("Превышение должностных полномочий"), статьи 292 ("Служебный подлог"), статьи 293 ("Халатность") УК РФ, а также статьи 326 ("Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства").
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 373705-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный А.Е. Лебедевым и А.А. Самошиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.