Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г. N 9-Г04-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной, судей В.Н. Пирожкова и Г.В. Макарова
рассмотрела в судебном заседании от 06 октября 2004 года гражданское дело по заявлению Гарлюпиной Е.А. о признании недействующими и не подлежащими применению положений подпункта "а" пункта 19 и пункта 41 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области, утвержденных решением исполкома Нижегородского областного Совета народных депутатов и президиума Нижегородского областного Совета профессиональных союзов от 09 января 1991 года N 20 (с последующими изменениями и дополнениями) по кассационной жалобе Е.А. Гарлюпиной на решение Нижегородского областного суда от 17 июня 2004 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителя Е.А. Гарлюпиной - Н.И. Гарлюпина, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Е.А. Гарлюпина обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением признании недействующими и не подлежащими применению подпункта "а" пункта 19 и пункта 41 названных Правил, как противоречащих федеральному законодательству.
В подтверждение требований указала, что подпункт "а" пункта 19 Примерных правил в части установления размера жилой площади на каждого члена семьи 9,0 и более кв. метров, как основание для снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пункт 41, в части предоставления гражданам для проживания жилого помещения размером не менее 9,0 кв. метров на одного человека, противоречат пунктам 20 и 42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, которыми предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
В Нижегородской области социальная норма жилья установлена постановлением администрации от 30 сентября 1997 года N 278 и Указом губернатора от 23 октября 2001 года N 365 и равна 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан.
По мнению Е.А. Гарлюпиной, оспариваемыми положениями Правил, нарушаются ее жилищные права на улучшение жилищных условий.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении заявления, просит в кассационной жалобе Е.А. Гарлюпина, считая его неправильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в жалобе вопросы, и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения Правил не противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст. 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом министров РСФСР.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади установлена в размере 12 кв.м. на одного человека.
В соответствии с положениями ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
В силу подпункта "а" п. 2 названного Постановления Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов на основании Примерных правил и с учетом местных условий предписано разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде.
Пунктом 42 Примерных правил предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Таким образом, установление норм предоставления жилой площади лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, федеральным законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Нижегородской области были разработаны и утверждены Правила учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, норма предоставления жилой площади на каждого члена семьи определена 9,0 кв. метров.
Исходя из положений статей 38, 40 Жилищного Кодекса РСФСР, статей 2, 11, 13 Закона "Об основах федеральной жилищной политики" указанная в статье 38 Жилищного Кодекса РСФСР норма жилой площади в размере 12 кв. м. является предельным размером для предоставления жилой площади, а минимальный размер нормы предоставления жилой площади вправе устанавливать субъект Российской Федерации.
Суд пришел к правильному выводу о том, что социальная норма площади жилья, предусмотренная постановлением администрации Нижегородской области от 30 сентября 1997 года N 278 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, утвержденного Указом губернатора Нижегородской области от 23 октября 2001 года N 65, определена для расчета компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и не может быть приравнена к минимальному размеру предоставления жилых помещений.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Социальная норма площади жилья, как правильно указал суд, учитывает всю площадь помещений, в то время как Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений исходят из понятия "жилая площадь", определяют#
Ошибочны доводы кассационной жалобы о том, что суд неправильно применил нормы материального права, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Нижегородского областного суда от 17 июня 2004 оставить без изменения, кассационную жалобу Е.А. Гарлюпиной - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
В.Н. Пирожков |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2004 г. N 9-Г04-21
Текст определения официально опубликован не был