Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 9-Г04-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего А.М. Маслова, судей Т.И. Ерёменко и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующим п. 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20.03.2003 года N 73 "Об организации конкурса среди коммерческих банков на право долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях" по кассационной жалобе представителя правительства Нижегородской области Веркашинской М.А. на решение Нижегородского областного суда от 23 августа 2004 года, которым постановлено: признать пункт 1 постановления правительства Нижегородской области от 20.03.2003 г. N 73 "Об организации конкурса среди коммерческих банков на право долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях" недействующим со дня его принятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, объяснения представителя М.А. Веркашинской, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим отмене, а производство по делу прекращению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20.03.2003 года N 73 "Об организации конкурса среди коммерческих банков на право долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях" недействующим, указывая, что данным пунктом утверждено Положение о порядке проведения указанного конкурса. Положение, регламентирующее порядок организации и проведения конкурса среди коммерческих банков, заказчиком которого является распорядитель кредитов, имеющий право на расходование средств областного бюджета, а предметом - право заключения договора между банком с одной стороны и органом исполнительной власти Нижегородской области с другой, противоречит федеральному законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.06.1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг, регулируются настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, указами президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг, а право регулирования указанных правоотношений органам субъекта Российской Федерации не предоставлено.
Деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, согласно ст. 3 Федерального закона от 23.06.1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", является финансовой услугой. В качестве финансовых услуг рассматривается осуществление банковских операций и сделок, а также иные услуги финансового характера.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг (ст. 12).
Перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса (ст. 13).
Порядок открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определен ст. 14 вышеуказанного закона.
По мнению прокурора, вопреки требованиям ст. 14 Федерального закона от 23.06.1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в Положении отсутствуют данные о его согласовании с федеральным антимонопольным органом и в нарушение требований указанной статьи, в Положении отсутствует регламент образования конкурсной комиссии, пункт 4.1 Положения не определяет критериев, на основании которых определяется победитель, что также нарушает ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", а также в Положении отсутствует порядок проведения открытого конкурса и запрет на осуществление организаторами открытого конкурса координации деятельности его участников, которая имеет, либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции между участниками или ущемление интересов отдельных его участников. Не установлен запрет на участие в открытом конкурсе организаторов открытого конкурса и сотрудников организаторов открытого конкурса или аффилированных лиц по отношению к любому из участников указанного открытого конкурса, а такое несоответствие требованиям федерального закона препятствует действию оспариваемого Положения.
Представитель правительства Нижегородской области Веркашинская М.А. заявление прокурора Нижегородской области не признала, указав, что оспариваемое прокурором Положение не противоречит федеральному законодательству. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23.06.1999 года "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" порядок проведения открытого конкурса в целях определения финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается по согласованию с федеральным антимонопольным органом. Нижегородским территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 20.03.2003 года согласована конкурсная документация по проведению открытого конкурса коммерческих банков на право осуществления долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях.
Порядок проведения конкурса и критерии отбора победителя изложены в Регламенте работы конкурсной комиссии, пунктом 1 которого определен порядок создания конкурсной комиссии. Принципы работы конкурсной комиссии в части обеспечения одинаковой доступности, равных конкурентных условий и единства требований, а также требование соблюдения коммерческой тайны претендентов при проведении конкурса среди коммерческих банков оговорены в пункте 1.6 Положения, и в пунктах 14, 19 Регламента работы комиссии.
Список аффилированных лиц претендентов входит в предусмотренный пунктом 6 Регламента перечень обязательных к представлению документов. Кроме того, запрет на участие в конкурсе аффилированных лиц любой из сторон предусмотрен пунктом 2.4 Положения о порядке проведения конкурса и подпунктом "а" пункта 13 Регламента.
Отсутствие в тексте конкурсной документации прямого запрета осуществлять организаторам конкурса координацию деятельности его участников, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции между участниками или ущемление интересов отдельных его участников, не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку конкурсная документация не содержит положений, указывающих на наличие у организатора конкурса такой возможности. Приглашение коммерческих банков к участию в конкурсе было опубликовано в газете "Нижегородские новости" 22.03.2003 г. Банкам, изъявившим желание принять участие в конкурсе, был предоставлен комплект конкурсной документации, содержащей, в том числе и правила проведения конкурса. Заявлений от финансовых организаций относительно нарушения и ущемления их прав в Нижегородское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства не поступало.
По делу постановлено указанное выше решение.
Представитель правительства Нижегородской области Веркашинская М.А. подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене.
Пунктом 1 постановления Правительства Нижегородской области от 20.03.2003 года N 73 "Об организации конкурса среди коммерческих банков на право долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях" утверждено Положение о порядке проведения конкурса коммерческих банков на право осуществления долгосрочного кредитования организаций потребительской кооперации на льготных условиях.
Разрешая заявленное требование, суд установил, что оспариваемое Положение регламентирует порядок организации и проведения конкурса среди коммерческих банков, заказчиком конкурса является распорядитель кредитов, имеющий право на расходование средств областного бюджета, а предметом - право заключения договора между банком с одной стороны и органом исполнительной власти Нижегородской области с другой и противоречит федеральному законодательству, в том числе ст.ст. 2, 12, 13, 14 Федерального закона от 23.06.1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Между тем, названным Положением определен порядок и условия проведения конкретного открытого конкурса среди коммерческих банков на право привлечения денежных средств областного бюджета, этот акт не является нормативным правовым актом, который может оспаривать прокурор в порядке гражданского судопроизводства по основаниям ст.ст. 45 и 251 ГПК РФ.
В соответствии с п. 12 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Как видно из текста Положения, имеющегося в материалах дела, оно затрагивает интересы лишь коммерческих банков, среди которых определять порядок проведения однократного открытого конкурса на право привлечения в депозит бюджета области денежных средств и действие конкурса прекращается с выявлением победителя.
При таком положении суду следовало отказать в принятии заявления прокурора по указанным основаниям.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Нижегородского областного суда от 23 августа 2004 года отменить и производство по делу прекратить.
Председательствующий |
А.М. Маслов |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 9-Г04-26
Текст определения официально опубликован не был