Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 23 плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 316-р, предусматривающего внесение изменений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части дифференциации ставок акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества.
Проект закона направлен на решение первоочередных проблем развития нефтеперерабатывающей отрасли, в частности на стимулирование производства нефтепродуктов повышенного качества.
Основной целью законопроекта является создание условий для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью.
Предлагаемая система исчисления акцизов построена на налогообложении автомобильного бензина и дизельного топлива по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (далее - технический регламент), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118.
Размер ставок акциза на автомобильный бензин определялся с учетом средней ставки акциза в размере 3300 рублей за 1 тонну, рассчитанной исходя из действующих в 2008 году ставок акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и на автомобильный бензин с иными октановыми числами, прогноза структуры производства автомобильных бензинов по классам на период с 2009 по 2011 годы, а также необходимости возмещения затрат производителей на улучшение характеристик бензина.
Предлагаемая в проекте закона разница в уровне ставок акциза на бензин между классами позволит производителям возместить затраты на улучшение качества бензина.
Ставки акцизов по классам дизельного топлива определялись исходя из действующего уровня ставки 1080 руб. за 1 тонну и структуры производства дизельного топлива по классам. Разница в уровне ставок акцизов на дизельное топливо между классами составляет 200 руб. в расчете на 1 тонну, что составляет около 20 коп. в расчете на 1 литр (1 тонна дизельного топлива составляет около 1134 литров), что позволит обеспечить производителям возмещение затрат на улучшение качества дизельного топлива.
Дифференциация ставок акцизов по годам на период с 2009 по 2011 годы осуществлялась с учетом установленных пунктом 53 технического регламента предельных сроков производства автомобильного бензина и дизельного топлива 2-го - 4-го классов. В частности, производство автомобильного бензина и дизельного топлива 2-го класса должно осуществляться до 31 декабря 2008 г.; 3-го класса - до 31 декабря 2009г.; 4-го класса - до 31 декабря 2012 г. При этом выпуск в оборот (то есть реализация производителями, являющимися налогоплательщиками акциза) автомобильного бензина с октановым числом не менее 80 и автомобильного бензина с октановым числом не менее 92, а также дизельного топлива, не соответствующего характеристикам, предусмотренным в техническом регламенте, допускается в течение 3-х лет со дня его вступления в силу.
Реализация положений проекта закона:
позволит сохранить уровень поступлений акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в консолидированный бюджет Российской Федерации;
не приведет к существенному усложнению налогового администрирования (так, на автомобильный бензин вместо двух ставок акциза предлагается установить три ставки);
обеспечит возможность прямого контроля со стороны налоговых органов основных экологических характеристик подакцизного товара, от которых зависит величина акциза;
создаст стимулы к увеличению объемов производства экологически более безопасных автомобильных бензинов и дизельного топлива;
способствует сохранению уровня розничных цен на нефтепродукты с одинаковыми потребительскими свойствами (автомобильный бензин с одинаковым октановым числом, дизельное топливо с одинаковой температурой застывания).
Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4, 5 классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход, за счет чего сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.
Принятие дифференцированной системы исчисления акцизов на нефтепродукты со сроком вступления в силу с 1 января 2009 г. позволит производителям нефтепродуктов оценить экономическую эффективность предложенных мер, проанализировать потенциальные рынки сбыта, скорректировать перспективные производственные планы, что благоприятно отразится на формировании инвестиционного климата в нефтяной отрасли.
Проектом закона предлагается уточнить объект налогообложения акцизами в условиях введения дифференциации размеров ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик, и индексировать ставки акцизов на подакцизные товары на 2009-2011 годы.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции индексируются специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), на 10 процентов по сравнению с соответствующим предыдущим годом. По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20 процентов, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28 процентов.
Кроме того, законопроектом предусматривается поправка, которая позволит исключить из числа налогоплательщиков акцизов лиц, получающих подакцизные товары путем смешения, если в результате этого смешения создается товар, в отношении которого Кодексом установлена такая же или более низкая ставка акциза. В то же время действие этой нормы будет распространяться на случаи производства путем смешения подакцизных товаров, в отношении которых установлена более высокая ставка акциза.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроектом предусматривается проиндексировать ставки акцизов на подакцизные товары на 2009-2011 годы.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), на 10 процентов по сравнению с соответствующим предыдущим годом. При этом по нефтепродуктам предусмотрена дифференциация ставок по классам.
По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20 процентов, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28 процентов.
Проектируемое изменение ставок акцизов на 2009-2011 годы увеличит доходы от поступления акцизов:
в 2009 году - на 14,46 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 5,96 млрд. рулей;
в 2010 году - на 19,45 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 5,7 млрд. рулей;
в 2011 году - на 49,42 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 30,09 млрд. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и193 налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия других актов законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.