Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2007 г. N 71-О07-3
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Старкова А.В.,
судей - Сергеева А.А. и Грицких И.И.
рассмотрела в судебном заседании от 9 апреля 2007 года кассационные жалобы осужденных Смирнова А.П. и Турилина П.В. на приговор Калининградского областного суда от 29 декабря 2006 г., которым
Смирнов А.П.,
судимый 2 сентября 1999 года с учетом внесенных в приговор изменений по п.п. "б, в" ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции Закона от 2003 года) к пяти годам лишения свободы, освобожденный 30 апреля 2004 года по отбытии наказания, -
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к тринадцати годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Турилин П.В.
осужден по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к двенадцати годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Смирнов и Турилин признаны виновными и осуждены за убийство Б. группой лиц, совершенное при указанных в приговоре обстоятельствах 20 мая 2006 года на территории гаражного кооператива ... г. ...
Заслушав доклад судьи Грицких И.И., объяснение осужденного Смирнова, поддержавшего жалобу, мнение прокурора Хомицкой Т.П., полагавшую необходимым приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе осужденный Смирнов излагает, что в тот день он находился на рабочем месте в гаражном обществе ... распивал с другими лицами, в том числе Т., спиртные напитки. Через некоторое время на пункт приёма стеклотары пришел Б., который сдавал пустую посуду. Уходя, Б. "пошатнулся" и опрокинул бутылки, которые упали и разбились. Он (Смирнов) сказал ему, чтобы вернулся и собрал осколки стекла. Однако Б. его слова проигнорировал. На этой почве они подрались. Подбежавшего Турилина он (Смирнов) попросил помочь оттащить Б. с проезжей части к заброшенному гаражу. Там Б. схватил Турилина за ноги и повалил в лужу.
Турилин взял лист ДСП и ударил им Б. по голове 2-3 раза.
"Последующие действия в отношении Б. совершил он (Смирнов); Турилин находился в стороне, участия в избиении потерпевшего не принимал".
Смирнов находит приговор несправедливым.
Указывает, что "суду не был представлен рапорт о их (осужденных) явке с повинной", поскольку следователь "заявил, что явки с повинной они не берут, а сопровождают их рапортом". Защитник об этом умолчал.
Показания свидетеля К. и обвинением были зачитаны неполностью.
Утверждает, что Б. умер от его (Смирнова) действий, а Турилин к смерти потерпевшего непричастен.
Просит снизить ему (Смирнову) срок наказания, так как умысла и мотива на убийство Б. у него не было, всё получилось спонтанно. О смерти потерпевшего узнал на следующий день.
В кассационной жалобе осужденный Турилин находит приговор незаконным и необоснованным.
Указывает, что умысла и причины убивать Б. у него не было. Не знал о смерти потерпевшего. Осознав происходившее вечером, утром хотел пойти и проверить парня, которого накануне избили. Свидетели поясняли о том, что они (осужденные) избили Б., но не убили.
Он (Турилин) убежать или скрыться не пытался; показания следователю дал добровольно, а последний "не внес в уголовное дело явку с повинной".
Признает, что участвовал в избиении Б., в чем раскаивается.
По мнению Турилина, суд не учел, что он к уголовной ответственности привлекается впервые, не вел преступный образ жизни, работал, имеет малолетнего ребенка, больных родителей, мать-пенсионерку.
Турилин просит применить в отношении него ст. 64 УК РФ, снизить ему наказание.
В возражениях на жалобы государственный обвинитель Кретова Л.Н. и потерпевшая Б. находят доводы осужденных несостоятельными, просят приговор в отношении Турилина и Смирнова оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы осужденных, изложенные ими в жалобах, судебная коллегия считает, что вина Смирнова и Турилина в содеянном ими подтверждена собранными по делу, проверенными в судебном заседании и указанными в приговоре доказательствами.
Так, при допросе в качестве подозреваемого Смирнов А.П. пояснял, что 20 мая 2006 года он с П. (Турилиным) распивал спиртные напитки. Примерно в 15 часов к ним в гаражное общество ... пришел молодой человек по имени К., с которым была женщина. Они (К. и женщина) сдали ему (Смирнову) пустые бутылки на ... рублей. К. случайно столкнул со стола несколько пустых бутылок. Они разбились. На его (Смирнова) просьбу собрать осколки К. ответил нецензурной бранью, стал отходить от приёмного пункта стеклопосуды. Он (Смирнов) догнал К., схватил его за одежду, хотел заставить его возвратиться и собрать осколки от бутылок. К. идти не хотел.
Тогда он (Смирнов) ударил К. кулаком в грудь, нанес удар в область лица, стал бить ногой в грудь, отчего потерпевший пытался защищаться. К. ним подбежал П. и тоже стал наносить удары руками и ногами по голове и телу К., нанес ему 6-10 ударов. Потом они (осужденные) нанесли ещё по четыре удара каждый К по голове и телу.
После этого они (осужденные) оттащили К. в пустой гараж. Потерпевший выражался в их адрес нецензурной бранью. П. взял деревянную палку и нанес той палкой три удара по голове К. От ударов палка в руках П. сломалась.
Он (Смирнов) взял другую деревянную палку и тоже ударил ею К по голове. Эта палка сломалась.
П. поднял камень и бросил его в К. Камень попал в голову потерпевшего. Он (Смирнов) тоже взял в руку камень и кинул его в голову К., попав им в область затылка.
К. перестал двигаться. Они накрыли тело железными листами и деревяшками.
Оставив потерпевшего, пошли в гараж, где продолжили употреблять спиртное.
Смирнов указывал, что К. они (осужденные) избивали совместно (л.д. 159-162 т. 1).
Аналогичные показания Смирнов давал при допросе в качестве обвиняемого, уточняя, что Б., К. они (осужденные) вместе били руками и ногами по голове и телу, наносили удары по голове листами ДСП, бросали в область головы куски бетона (л.д. 211-225 т. 1).
Изложенные обстоятельства осужденный Смирнов подтверждал в ходе проверки его показаний на месте (л.д. 166-176 т. 1), на очной ставке с Турилиным (л.д. 191-196 т. 1).
Свидетель Г. пояснил в судебном заседании, что 20 мая 2006 года он видел Б. и Ч., которые несли пустые бутылки сдавать в приемный пункт стеклотары, где работал Смирнов. Внешне Б. выглядел нормально.
Через некоторое время Ч. прибежала одна и сообщила ему (Г.), что Б. бьют Л. Смирнов и ещё один парень.
Затем Ч. вновь пошла к гаражам. Потом вернулась и сказала, что Б. там уже нет.
Он и Ч. искали Б., но найти его не смогли.
На следующий день они проходили у гаражей, где находились работники милиции. В гараже он (Г.) и Ч. опознали труп Б.
В его (Г.) присутствии Ч. указала на подошедшего Смирнова и сказала сотрудникам милиции, что это он с парнем накануне избивали Б. в ходе ссоры, возникшей из-за ... копеек.
Из протокола предъявления лица для опознания видно (л.д. 22-25 т. 2), что свидетель Ч. опознала Турилина П.В. как лицо, которые вместе со Смирновым А. 20 мая 2006 года избивало руками и ногами Б., К. по голове и телу. Она испугалась и убежала; они же продолжали бить потерпевшего.
Заключением дактилоскопической экспертизы установлено, что след руки, обнаруженный в ходе осмотра места происшествия в гаражном обществе ... по факту обнаружения трупа Б., был оставлен Турилиным П.В.
Вина осужденных подтверждена данными протокола осмотра места происшествия от 21 мая 2006 года (л.д. 19-35 т. 1), отраженными в приговоре. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта у Б. были обнаружены прижизненные телесные повреждения: А) в области головы обширная рвано-ушибленная рана сложной формы (с условным номером 1) в лобно-височной области справа, образовавшаяся от слияния и частичного пересечения не менее 7 ушибленных ран, причинена не менее 7-ю травматическими (ударными) воздействиями; обширная рвано-ушибленная рана сложной формы (N 2) в левой височно-теменно-затылочной области, открытый оскольчатый вдавленный перелом левых височной и теменной костей, затылочной кости слева костей свода черепа, распространяющийся на основание черепа в заднюю черепную яму слева и на пирамидку левой височной кости, с разрывами твердой и мягкой оболочек головного мозга, в зоне перелома, небольшой полосовидный поверхностный перелом левой теменной кости в задне-наружном отделе, ушиб головного мозга с частичным разрушением и удалением вещества мозга из полости черепа на уровне раны N 2, образовавшейся от травматических (ударных) воздействий в указанную область головы, обширные кровоизлияния под мягкие оболочки больших полушарий мозга, полушарий мозжечка и ствола мозга, кровоизлияния в области подкорковых узлов левого полушария мозга и в желудочках мозга; крупная ушибленная рана сложной формы, похожая на букву "Н" (N 3), в наружном отделе теменной области справа; повреждение (N 4) в виде двух горизонтальных, прямолинейных ушибленных ран в нижнем отделе затылочной области головы, образовавшееся от 2 травматических (ударных) воздействий; ушибленная прямолинейная рана в левой заушной области; небольшие прямолинейные ушибленные раны в наружном отделе теменной области справа - 5, образовавшиеся от не менее 5 травматических (ударных) воздействий; небольшая ушибленная рана в лобной области слева; небольшая ушибленная рана в области левой брови с кровоподтеком на верхнем веке левого глаза; ушибленная рана в области нижне-наружного края правой глазницы и кровоподтёк на веках правого глаза с очаговым кровоизлиянием в соединительных оболочках наружного отдела глаза - совокупность вышеуказанных телесных повреждений составила открытую тупую черепно-мозговую травму; обширное прерывистое осаднение кожи в левой лобноглазнично-щечной области, прерывистые поверхностные осаднения кожи в области носа, правой скуловой области, в правой щечной области, в области подбородка, с множественными поверхностными полосовидными и точечными ссадинами и царапинами в зоне осаднений кожи и на верхней губе, образовавшиеся при трении - скольжении указанных областей лица о твердую шероховатую поверхность, что могло иметь место при перемещении тела пострадавшего путем волочения; б) в области туловища и конечностей закрытые оскольчатые локальные переломы 10 левого ребра по лопаточной линии и 11 левого ребра между лопаточной и задней подмышечной линиями с кровоизлияниями в прилежащих мягких тканях, образовавшиеся от 2-х локальных травматических (ударных) воздействий твердыми тупыми предметами с ограниченной контактировавшей поверхностью в направлении сзади-вперёд, кровоподтёк и полосовидные ссадины (6) на задней поверхности левого плечевого сустава, образовавшиеся от не менее 6 травматических (ударных) воздействий в левой лопаточной и межлопаточной областях, кровоподтеки на разгибательной поверхности правого лучезапястного сустава и на разгибательной поверхности правой кисти; а также повреждения, имеющие характер резаных, - небольшие поверхностные прямолинейные раны кожи (5) и небольшие остроугольные раны кожи (3) в левой щечно-скуловой области, небольшая поверхностная резаная рана ладонной поверхности левой кисти в области основания возвышения 1-го пальца, которые могли быть причинены осколками стекла, возможно, при волочении тела пострадавшего по твёрдой поверхности, на которой находились мелкие осколки стекла.
Твердыми тупыми предметами, которыми причинены множественные повреждения в области волосистой части головы и лица, в области задней поверхности туловища, левого плечевого сустава, кровоподтеки на разгибательной поверхности правого лучезапястного сустава и правой кисти, могли быть кулак (кулаки), обутая нога (ноги) нападавшего человека (нападавших людей), другие предметы, в частности, имевшие в составе контактировавшей поверхности с телом пострадавшего поверхности ребро (ребра) и преобладавшую поверхность, которые могли быть изготовлены из дерева или иного твердого материала, не содержащего железа.
Всего на трупе Б. были обнаружено повреждения, образовавшиеся от не менее 39 травматических воздействий твердыми тупыми предметами, в том числе в область лица и волосистой части головы нанесено было не менее 29 воздействий, в область задней поверхности грудной клетки слева в верхнем и нижнем отделах, задней поверхности левого плечевого сустава - не менее 8-и ударных воздействий.
Прижизненные телесные повреждения могли быть прочинены в срок порядка от 30 минут до 2-3 часов до наступления смерти Б.
Смерть Б. наступила от открытой тупой черепно-мозговой травмы.
В процессе причинения телесных повреждений Б. мог находиться как в вертикальном, так и в горизонтальном, а также и в ином (промежуточном) положении.
Смерть Б. могла наступить в установленное приговором суда время.
Заключениями судебно-биологических экспертиз установлено, что на двух листах ДСП, изъятых с места происшествия, была обнаружена кровь человека, происхождение которой от Б. не исключается. На кроссовках и джинсовых брюках Смирнова А.П., на кроссовках и спортивных брюках Турилина П.В. была выявлена кровь человека, которая могла принадлежать Б.
Дав анализ доказательствам по делу, оценив каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все их в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения дела, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Смирнова А.П. и Турилина П.В. в убийстве Б., совершенном группой лиц.
Действия Смирнова и Турилина по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ судом квалифицированы правильно.
Выводы суда мотивированы, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.
Обстоятельства по делу исследованы полно, всесторонне, объективно.
Положенные в основу обвинительного приговора в отношении Смирнова А.П. и Турилина П.В. доказательства получены в установленном законом порядке, их допустимость сомнений не вызывает.
В ходе предварительного следствия осужденным, в том числе Смирнову, предусмотренные законом права подозреваемого, обвиняемого, положения ст. 51 Конституции РФ разъяснялись, они им были понятны, что каждый из них удостоверял своею подписью. Указанные выше допросы Смирнова на следствии, очная ставка с Турилиным, проверка показаний Смирнова на месте проведены с участием его защитника в лице адвоката. Перед проведением следственных действий Смирнов предупреждался о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний. После допросов Смирнов указывал собственноручно, что сведения с его слов в протоколе записаны верно; протоколы им были прочитаны. По поводу ведения следственных действий, их объективности замечаний, заявлений, ходатайств от осужденных, в том числе Смирнова, и их защитников не поступало.
Приведённые выше показания Смирнова на следствии согласуются с другими доказательствами по делу.
Показания осуждённых, в том числе Смирнова, которые они давали на предварительном следствии и в судебном заседании, проверялись, причины изменений ими пояснений выяснялись, всем им, а также показаниям свидетелей, заключениям проведенных по делу экспертиз и другим доказательствам при постановлении приговора дана верная юридическая оценка.
Самооговора осужденных, оговора их со стороны свидетелей, оговора Турилина со стороны Смирнова судебная коллегия не усматривает.
Доводы осужденных в жалобах об отсутствии у них умысла на убийство Б, о непричастности Турилина к смерти потерпевшего, о её причинении ему только действиями Смирнова несостоятельны, на материалах дела не основаны, противоречат им.
Эти версии тщательно проверялись, как опровергнутые приведенными в приговоре доказательствами, они судом обоснованно отвергнуты.
Доказательства по делу позволили суду признать, что Смирнов и Турилин совместно избивали Б. Оба они наносили ему удары руками и ногами с достаточной силой в места расположения жизненно важных органов в область головы, груди. В качестве орудий преступления осужденные использовали фрагменты бетона и древесно-стружечных плит.
Суд правильно указал в приговоре, что эти обстоятельства, а также интенсивность насилия, примененного Смирновым и Турилиным, нанесение каждым множественных ударов, в том числе в область головы, характер и локализация причиненных повреждений потерпевшему их совместными действиями, повлекших смерть Б., свидетельствуют о наличии у каждого осужденного умысла на лишение жизни Б. Характер своих действий и действий другого в отношении потерпевшего Смирнов и Турилин понимали, сознавали, что действуют группой лиц в достижении общего для них результата - смерти Б. Действуя совместно с умыслом, направленным на совершение убийства, применяя к потерпевшему установленное приговором насилие, Смирнов и Турилин непосредственно участвовали в процессе лишения жизни Б.
Мотив действий осужденных в отношении Б. проверялся, он установлен и указан в приговоре.
Суд обоснованно признал Смирнова и Турилина соисполнителями убийства потерпевшего Б.
Психическое состояние осужденных исследовано.
С учетом заключений проведенных в отношении них судебно-психиатрических экспертиз, данных о их личностях, всех установленных по делу обстоятельств в отношении инкриминируемых им деяний Смирнов А.П. и Турилин П.В. обоснованно признаны вменяемыми.
Наказание Смирнову А.П. и Турилину П.В. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, в том числе с учётом указанных ими в жалобах данных о их личностях. Обстоятельствами, смягчающими наказание, Смирнову и Турилину суд признал их активное способствование раскрытию преступления, а в отношении Турилина, кроме того, его участие в содержании и воспитании ребенка супруги. Назначенное осужденным наказание чрезмерно суровым, несправедливым не является. Для смягчения Смирнову и Турилину наказания, как о том они ставят вопрос в жалобах, судебная коллегия оснований не находит.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменений приговора, органами следствия и судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Калининградского областного суда от 29 декабря 2006 года в отношении Смирнова А.П. и Турилина П.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных Смирнова А.П. и Турилина П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Старков А.В. |
Судьи |
Сергеев А.А. |
|
Грицких И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2007 г. N 71-О07-3
Текст определения официально опубликован не был