Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2003 г. N ВКПИ03-35
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре - капитане юстиции Третьякове С.В., с участием представителя ответчика подполковника юстиции Терещенко В.А., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Пайгина Р.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Миронова Ю.Н. о признании незаконной ст. 84 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140, установила:
Миронов обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований заявитель указал, что норма ст. 84 Устава внутренней службы противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в частности п. 4 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы.
Заявитель утверждает, что оспариваемая норма позволяет командиру воинской части в случае своего временного отсутствия возложить исполнение обязанностей по военной службе на любого военнослужащего.
Об этом, по мнению заявителя, свидетельствует определение Советского районного суда г. Брянска от 15 сентября 1997 года об отказе Миронову в пересмотре решения указанного суда от 29 декабря 1995 года, согласно которому Миронову отказано в удовлетворении иска к войсковой части ... о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В своем определении суд указал, что в соответствии с п.п. 19, 22 действующего "Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил СССР", введенного в действие приказом Минобороны СССР N 105 от 22.02.77 г., п.п. 30, 81, 84 Устава Внутренней службы РФ от 14.12.93 г., в Вооруженных Силах РФ действует принцип единоначалия, который выражается в том, что командиры единолично принимают решения и приказы и должны требовать их исполнения, они обязаны осуществлять подбор, расстановку и аттестование офицеров, а в случае временного убытия для выполнения своих обязанностей вправе указать в приказе исполняющим его обязанности любого офицера, даже при наличии заместителя.
Миронов указывает, что оспариваемой нормой нарушаются его права, поскольку на ее основании суд не признал незаконным его увольнение с работы должностным лицом, на которого обязанности командира части были возложены, по мнению заявителя, с нарушением действующего законодательства.
Заявитель Миронов Ю.Н. в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть заявление без его участия.
Представитель Президента Российской Федерации подполковник юстиции Терещенко В.А. возражал против удовлетворения заявления Миронова, указав, что ст. 84 Устава внутренней службы полностью соответствует п. 12 Положения о порядке прохождения военной службы и не противоречит иным законодательным актам Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации подполковника юстиции Терещенко В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Пайгина Р.Х., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Миронова не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны определены статьей 4 Федерального закона "Об обороне" N 61-ФЗ от 31 мая 1996 года.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 указанной статьи Президент Российской Федерации утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации был утвержден Указом Президента Российской Федерации N 2140 от 14 декабря 1993 года.
В соответствии со ст. 84 Устава внутренней службы в случае временного убытия командир (начальник) для выполнения своих обязанностей оставляет заместителя. При отсутствии штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).
В силу статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Порядок возложения временного исполнения обязанностей командира воинской части каким-либо федеральным законом не урегулирован.
Таким образом, Президент Российской Федерации, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в силу полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороне", вправе устанавливать указанный порядок.
Пунктом 4 статьи 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ N 1237 от 16 сентября 1999 года предусмотрено, что командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей должности на одного из заместителей.
В иных случаях временное исполнение обязанностей по невакантной должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего.
Таким образом, нормы Положения о временном возложении обязанностей командира части на одного из своих заместителей полностью согласуются с нормами Устава внутренней службы, регулирующими указанный порядок.
Согласно нормам ст.ст. 31-35 Устава внутренней службы, по своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными, а те которые таковыми не являются могут быть старшими или младшими по воинскому званию.
На основании этого необходимо прийти к выводу о том, что возложение обязанностей командира части в случае его временного отсутствия на прямого младшего по служебному положению начальника с учетом соблюдения принципа старшинства по воинскому званию полностью соответствует нормам указанного Устава о взаимоотношениях военнослужащих.
Не противоречит оспариваемая заявителем норма и Положению о порядке прохождения военной службы, поскольку она дополнительно к общим требованиям устанавливает порядок возложения временного исполнения обязанностей командира части в особых случаях.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не содержит указания на то, что командир воинской части в случае своего временного отсутствия может возложить исполнение своих обязанностей на любого военнослужащего.
Что же касается выводов районного суда, на которые ссылается заявитель, то они не могут свидетельствовать о незаконности обжалуемой нормы, поскольку сделаны судом по конкретному делу.
На основании изложенного необходимо прийти к выводу, что требования Миронова об оспаривании положений ст. 84 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации по основаниям, которые указаны в его заявлении, удовлетворению не подлежат, и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Миронову Ю.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконной ст. 84 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: |
В. Хомчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2003 г. N ВКПИ03-35
Текст решения официально опубликован не был