Решение Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N ВКПИ04-22
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Красовском А.А.,
с участием: заявителя Алалыкина Н.И. старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Аверичкина М.О., представителей Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ковалевского И.И., Чарыева М.Р., первого заместителя Директора ФСБ России - руководителя Пограничной службой Фомина П.В., Пыпко Н.В. и Гапеенко С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алалыкина Н.И. о признании незаконным пункта 1 Инструкции об организации выплаты денежного довольствия военнослужащим пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника), утвержденной Приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 16 апреля 2001 года N 218, а также пункта 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение, утвержденного Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 585, установила:
Алалыкин обратился в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что указанные положения ведомственных нормативных актов противоречат требованиям Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", Постановлению Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 года N 524, нарушают его право на получение премии.
В судебном заседании заявитель подтвердил свои требования.
Представители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Чарыев М.Р., Ковалевский И.И. и первого заместителя Директора ФСБ России - руководителя Пограничной службой Пыпко П.В., Фомин П.В. и Гапеенко С.И. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что оспариваемые нормативные акты изданы соответствующими должностными лицами в пределах своей компетенции и не противоречат как Федеральному закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих", так и Постановлению Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 года N 524.
По мнению представителей заинтересованных в деле лиц, законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена выплата премии за образцовое выполнение воинского долга только военнослужащим, находящимся на воинской должности. Военнослужащим, выведенным в распоряжение, такая выплата не предусмотрена.
Выслушав объяснения представителей Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и первого заместителя Директора ФСБ России - руководителя Пограничной службой, исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Аверичкина М.О., полагавшего необходимым заявление Алалыкина оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Согласно ст. 13 этого же правового акта, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания, а также оказывается материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 года N 524 установлен порядок выплаты военнослужащим названной премии, которая выплачивается в размере до 3 окладов денежного содержания в год (без учета повышений, не образующих новых окладов по воинским должностям). Размеры премий различным категориям военнослужащих устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Премия исчисляется от оклада по основной воинской должности и оклада по воинскому званию, а военнослужащим, допущенным в установленном порядке к временному исполнению вакантных воинских должностей, - от окладов по этим воинским должностям и оклада по воинскому званию.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных ему Федеральным законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" установило порядок исчисления размеров премии за образцовое выполнение воинского долга. При этом производство данной выплаты поставлено в зависимость от исполнения военнослужащим служебных обязанностей по конкретной воинской должности.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира (начальника), проходят воинскую службу не на воинских должностях.
При таких данных следует прийти к выводу о том, что военнослужащим, зачисленным в распоряжение выплата премии за образцовое выполнение воинского долга не производится.
В соответствии с оспариваемыми заявителем пунктами ведомственных нормативных актов военнослужащим органов федеральной службы безопасности и пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение соответствующих начальников, за время нахождения в распоряжении выплачиваются:
- оклад по воинской должности, получаемый военнослужащим перед зачислением в распоряжение;
- оклад по воинскому званию;
- процентная надбавка за выслугу лет;
- ежемесячная надбавка, за службу в пограничных войсках или устанавливаемая военнослужащим, награжденным нагрудными знаками "Почетный сотрудник контрразведки" и "За службу в контрразведке".
Из изложенного следует, что военнослужащим Федеральной службы безопасности, зачисленным в распоряжение, выплата денежного довольствия производится в полном объеме в соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
Что касается иных дополнительных выплат, то они в соответствии со ст. 13 названного правового акта производятся на основании специальных Постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих основания их установления и порядок выплат.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" от 6 июля 1998 года N 806 и п. 1 Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации" от 2 марта 1995 года N 232, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная пограничная служба Российской Федерации на момент издания оспариваемых нормативных актов являлись федеральными органами исполнительной власти, руководители которых в пределах своей компетенции издавали на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы, директивы, указания и распоряжения, в том числе в области финансового обеспечения военнослужащих и гражданского персонала своих ведомств.
При таких данных следует признать законными, соответствующими как федеральному законодательству, так и нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, оспариваемые Алалыкиным ведомственные Инструкции Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации в части выплаты премии за образцовое выполнение воинского долга.
В связи с этим не могут быть удовлетворены и требования Алалыкина Н.И. о взыскании судебных издержек с ФСБ России.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
Заявление Алалыкина Н.И. о признании несоответствующими законодательству Российской Федерации пункта 1 Инструкции об организации выплаты денежного довольствия военнослужащим пограничной службы Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение командира (начальника), утвержденной Приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 16 апреля 2001 года N 218, а также пункта 1 Порядка выплаты денежного довольствия военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение, утвержденного Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 585, а также о взыскании судебных издержек с ФСБ России оставить без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А. Коронец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N ВКПИ04-22
Текст решения официально опубликован не был