Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 г. N ВКПИ05-22
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 августа 2005 г. N КАС05-368 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Старкове Д.М.,
с участием: заявителя Новикова В.П., представителя Министра обороны Российской Федерации Батракова А.Ф., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новикова В.П. о признании противоречащими закону и недействующими абзаца 8 п. 2 приказа Министра обороны РФ "О денежном довольствии военнослужащих" от 28 июня 2002 года N 245 и п. 2 приказа Министра обороны РФ "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих" от 05 февраля 2005 года N 33, установила:
Новиков обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, утверждая, что приказы Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и от 05 февраля 2005 года N 33 противоречат ст. 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941.
В обоснование данной позиции Новиков указал, что п.п. "а" и "б" ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а равно пп. "а" и "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 предусматривают два основания для перерасчета пенсии: в случае повышения стоимости жизни и в случае повышения денежного довольствия военнослужащих. Согласно этих же правовых норм при одновременном возникновении двух указанных оснований пересмотр пенсий производится по одному из них - в зависимости от того, по какому уровень повышения ранее назначенных пенсий больше.
Поэтому, по мнению Новикова, указание в приказах Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и от 05 февраля 2005 года N 33 на обязанность воинских должностных лиц обеспечить перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ в соответствии с п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 является запретом на перерасчет пенсий в соответствии с п. "а" ст. 49 этого же Закона РФ, чем нарушает права заявителя.
В ходе судебного заседания Новиков поддержал данную позицию, дополнительно пояснив, что согласно ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в данной статье оснований должен определяться Правительством Российской Федерации, а не Министерством обороны Российской Федерации.
На основании изложенного Новиков В.П. просил признать недействующими приказы Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и от 05 февраля 2005 года N 33 в оспариваемой им части.
Представитель Министра обороны Российской Федерации Батраков А.Ф. требования Новикова не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что доводы заявителя необоснованны. В абзаце 8 п. 2 приказа Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и п. 2 приказа Министра обороны РФ от 05 февраля 2005 года N 33 говорится исключительно об обязанности воинских должностных лиц обеспечить перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ, поскольку в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих возникло одно из оснований к такому перерасчету, предусмотренных ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а равно п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941. Данные приказы изданы именно во исполнение приведенных нормативных правовых актов, в пределах полномочий Министра обороны РФ, не содержат каких-либо запретов, направлены на реализацию прав военных пенсионеров и ничем их не ограничивают.
Выслушав объяснения заявителя Новикова В.П., представителя Министра обороны Российской Федерации Батракова А.Ф., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым заявление Новикова В.П. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии военнослужащим и их семьям, исчисляются исходя из их денежного довольствия. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии военнослужащим и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру в случаях: повышения стоимости жизни и оплаты труда, увеличения денежного довольствия военнослужащих, повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
При одновременном совпадении повышения стоимости жизни и оплаты труда с увеличением денежного довольствия военнослужащих пересчет пенсий может быть произведен только по одному из этих оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям был установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, пункте 14 которого непосредственно определен порядок пересмотра пенсий по каждому из оснований, перечисленных в ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Таким образом, нормы Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливают, что исчисление пенсий производится исходя из денежного довольствия военнослужащих, изменение которого полностью, а равно одной из его составляющих, является самостоятельным основанием для перерасчета пенсий военным пенсионерам. При возникновении указанного основания должен осуществляться перерасчет пенсий в порядке, определенном Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
В соответствии с пп. "а", "б" п. 2 Указа Президента РФ "О денежном довольствии военнослужащих" от 01 июня 2002 года N 537 Правительству РФ было предписано установить с 01 июля 2002 года новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а с 01 января 2003 года новые размеры окладов по воинским званиям.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" от 26 июня 2002 года N 462, в редакции 2002 года, с 01 июля 2002 года были установлены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а с 01 января 2003 года новые размеры окладов по воинским званиям.
Пунктом 4 Указа Президента РФ "Вопросы денежного довольствия военнослужащих" от 30 сентября 2004 года N 1258 Правительству Российской Федерации предписано установить с 01 октября 2004 года новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Постановлением Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462" от 31 декабря 2004 года N 905 с 01 октября 2004 года были установлены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Поэтому с июля 2002 года и октября 2004 года возникли основания для перерасчета пенсий в соответствии с п. "б" ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а равно пп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
Одним из способов обеспечения такого перерасчета военным пенсионерам является указание соответствующим органам и должностным лицам на необходимость осуществить надлежащие действия.
В соответствии со ст. 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 организация работы по пенсионному обеспечению военных пенсионеров и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В силу пп. 31, 41 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1357, которое действовало на момент издания приказа Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245, а также пп. 43, 44 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также организация пенсионного обеспечения военных пенсионеров и членов их семей отнесено к непосредственным полномочиям Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пп. 25, 36 п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 года N 1357, и пп. 7, 30 п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министр обороны РФ решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им льгот, гарантий и компенсаций. При этом Министр обороны РФ вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.
Таким образом, Министр обороны РФ в целях обеспечения перерасчета пенсий военным пенсионерам вправе издавать приказы и иные акты, содержащие организационные нормы, направленные на обеспечение исполнения Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.
Указания в абзаце 8 п. 2 приказа Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и п. 2 приказа Министра обороны РФ от 05 февраля 2005 года N 33 на обязанность воинских должностных лиц обеспечить перерасчет пенсий пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с пунктом "б" статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 непосредственно являются таковыми нормами.
При этом абзац 8 п. 2 приказа Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и п. 2 приказа Министра обороны РФ от 05 февраля 2005 года N 33 сами по себе не содержат каких-либо нормативных предписаний, отличных от изложенных в Законе РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 или Постановлении Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, и, тем более, как утверждает Новиков, запрета на перерасчет пенсий в соответствии с п. "а" ст. 49 этого же Закона РФ. Также оспариваемые заявителем нормы не устанавливают какого-либо порядка перерасчета пенсий, а носят организационный характер в связи с тем, что, согласно своего содержания, направлены именно на организацию работы по пенсионному обеспечению военных пенсионеров и их семей, и иных вопросов не затрагивают.
Указанные приказы Министра обороны РФ ничем не ограничивают права военных пенсионеров также потому, что вопреки ошибочному мнению Новикова, не означают, что в случае возникновения иных законных оснований для перерасчета пенсии таковой перерасчет им не может быть произведен.
Поэтому абзац 8 п. 2 приказа Министра обороны РФ от 28 июня 2002 года N 245 и п. 2 приказа Министра обороны РФ от 05 февраля 2005 года N 33 изданы в пределах полномочий Министра обороны РФ и не противоречат ни Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, ни Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941. Не противоречат данные нормы приказов Министра обороны РФ и иным федеральным законам, а также нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, решила:
в удовлетворении заявления Новикова В.П. о признании противоречащим закону и недействующим абзаца 8 п. 2 приказа Министра обороны РФ "О денежном довольствии военнослужащих" от 28 июня 2002 года N 245 и п. 2 приказа Министра обороны РФ "Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих" от 05 февраля 2005 года N 33 - отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
А.Н. Коронец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 июня 2005 г. N ВКПИ05-22
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 августа 2005 г. N КАС05-368 настоящее решение оставлено без изменения