Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2006 г. N ВКПИ06-21
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-176 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием представителя Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации - начальника группы 2 отдела 1 управления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации полковника Герасимчика В.В. и старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры РФ полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ... майора Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" и абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450), противоречащих пункту 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим-гражданам, увольняющимся с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, установила:
Сергеев А.А. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими пункту 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941, а также абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны РФ N 450).
По мнению заявителя, содержащиеся в пятом абзаце пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 и в первом абзаце пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей положения нарушают его имущественные права, предоставленные ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Согласно абзацев 1 и 2 пункта 3 статьи 23 Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие в зависимости от общей продолжительности военной службы. Размер и порядок выплаты указанного во втором пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяется Правительством Российской Федерации.
17 июня 1999 года, указывает далее в заявлении Сергеев, в связи с организационно-штатными мероприятиями он был уволен с военной службы с выплатой единовременного пособия в размере 20 окладов денежного содержания. В конце того же года он вновь был призван на военную службу, а в настоящее время в связи с достижением предельного возраста состояния на военной службе он представлен к увольнению в запас и считает, что ему должны выплатить пособие в таких же размерах, как и в первом случае, поскольку указанные им в заявлении нормативные акты противоречат закону "О статусе военнослужащих", согласно которого он имеет такое право. Исходя из положений статьи 23 Закона "О статусе военнослужащих", пишет Сергеев в заявлении, следует, что Правительство Российской Федерации определило конкретный размер выплаты единовременного пособия для военнослужащих-граждан при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Размер указанного пособия, считает заявитель, не может быть ниже указанного в первом абзаце пункта 3 статьи 23 Закона "О статусе военнослужащих". При этом не зависимо от факта повторного увольнения в этом законе не предусмотрен порядок зачета пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях с военной службы. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти не имеют права занижать социальные гарантии, предоставленные Федеральным законом. Однако в пятом абзаце пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, а затем и в ведомственной Инструкции (абз. 1 п. 12), утвержденной приказом МО РФ 22.08.2000 г. N 450, такие ограничения введены, так как в них указано, что в случае повторного определения на службу военнослужащих единовременное пособие при последующем увольнении со службы выплачивается им исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания. Сергеев считает, что для приведения этих нормативных актов в соответствие с Законом их надлежит изложить в редакции, запрещающей зачет пособий выплаченных военнослужащим при предыдущих увольнениях со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Кроме того, заявитель просит обязать другую сторону возместить ему судебные расходы в сумме ... руб., затраченные на оплату юридических услуг и пошлины при подготовке и подаче заявления в суд.
В возражениях на заявление представитель Правительства Российской Федерации и Министра обороны РФ - начальник группы 2 отдела 1 управления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ полковник Герасимчик В.В., полагая, что указанные в заявлении Сергеева А.А. нормативные правовые акты Правительства РФ и Министра обороны РФ изданы в соответствии и с учетом установленных действующим законодательством норм, просил суд в удовлетворении его необоснованных требований отказать.
В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Сергеева А.А.
Представитель Правительства Российской Федерации и Министерства обороны РФ Герасимчик В.В. возражал против удовлетворения требований Сергеева и заявил, что Правительство РФ принимая Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" не нарушало, как и Министр обороны РФ при издании приказа N 450 от 27 августа 2000 года.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Правительства РФ и Министра обороны РФ, заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Сергеева не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 3 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что право на выплату единовременного пособия в соответствующих размерах имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и в зависимости от общей продолжительности военной службы. При этом принятой нормой этим военнослужащим не установлена повторная выплата указанного пособия в том же размере за аналогичную общую продолжительность военной службы при каждом их последующем увольнении по вышеуказанным основаниям. Правительство Российской Федерации, будучи наделенным Конституцией Российской Федерации издавать обязательные к исполнению в Российской Федерации постановления во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации, издало Постановление от 22 сентября 1993 года N 941, абзац 5 пункта 17, которого оспаривает заявитель, как противоречащий пункту 3 статьи 23 Закона "О статусе военнослужащих". Анализ указанного абзаца показывает, что его положения полностью вытекают из упомянутого пункта Закона "О статусе военнослужащих". В указанной норме Постановления прямо указано, что в случае повторного определения на службу военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы, (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания. Таким образом, издавая Постановление, Правительство РФ не отступило от базовых критериев, заложенных в пункте 3 ст. 23 Закона "О статусе военнослужащих", на основании которых выплачивается единовременное пособие при увольнении военнослужащих и других граждан с военной службы. Данная норма Постановления не только не понижает их социальные гарантии, предусмотренные названным Федеральным законом, а наоборот гарантирует им независимо от оснований увольнения обязательную выплату единовременного пособия с зачетом ранее выплаченных им пособий, но не менее установленного Постановлением размера.
Учитывая, что Сергееву А.А. при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с учетом его общей продолжительности военной службы (более 20 лет) в 1999 году было выплачено единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания, для повторной выплаты ему в таком же размере единовременного пособия при последующем увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе законных оснований не имеется.
Что же касается оспариваемого заявителем первого абзаца пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, являющейся приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450, то он также не противоречит пункту 3 статьи 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку указанный приказ издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации на основе и во исполнение федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, определивших порядок и размеры выплаты военнослужащим и другим лицам единовременного пособия при первичном увольнении их со службы и при увольнении после повторного определения их на службу - соответственно.
Утверждение заявителя о том, что указанные им положения нормативных актов противоречат и предписаниям ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации является беспредметным, поскольку эта норма Основного закона не регулирует правовые отношения, вытекающие из оспариваемых им норм.
С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, отсутствуют основания и для возмещения судебных расходов, понесенных заявителем.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
в удовлетворении заявления Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" и абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей, являющейся приложением к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450 противоречащих пункту 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части касающейся зачета единовременных пособий выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим-гражданам, увольняющимся с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2006 г. N ВКПИ06-21
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-176 настоящее решение оставлено без изменения