Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N ВКПИ06-34
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Никитине В.А.
с участием: заявителя Ильменейкина П.В., представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Сущенко Э.П., военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильменейкина П.В. о признании противоречащими закону и недействующими Приложений NN 1 и 4 к Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, установила:
Ильменейкин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, утверждая, что Приложения NN 1 и 4 к Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, противоречат постановлениям Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522 "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
В обоснование данной позиции Ильменейкин указал, что Приложением N 2 к Правилам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522, установлена форма единого сводного списка граждан-участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, без подразделения кандидатов на какие-либо разделы, в том числе и по основанию постановки на учет. Данной форме не соответствует форма списка учета кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов и их получателей, утвержденная Приложениями NN 1 и 4 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, поскольку устанавливает раздельный принцип учета и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны РФ, что также противоречит постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 и нарушает его права.
Пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522, установлены равные права на получение ГЖС для всех кандидатов, независимо от основания принятия их на учет. Не установлено каких-либо преимуществ в получении ГЖС кандидатам из числа подлежащих увольнению и уволенных военнослужащих и в других нормативных актах, регулирующих выдачу ГЖС.
В ходе судебного заседания Ильменейкин уточнил свои требования и просил признать оспариваемые им Приложения противоречащими также и постановлениям Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" и от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", по тем же основаниям.
Представитель Министра обороны Российской Федерации подполковник юстиции Сущенко Э.П. требование Ильменейкина не признал и просил отказать в его удовлетворении, пояснив при этом, что доводы заявителя необоснованны.
Выслушав объяснения заявителя Ильменейкина П.В., представителя Министра обороны Российской Федерации подполковника юстиции Сущенко Э.П., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым заявление Ильменейкина П.В. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратится в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Подпунктом 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.
Приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534 утверждена Инструкция о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1999 года N 2036 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 3, 17 января 2000 года.
Приложения NN 1 и 4 указанной Инструкции устанавливают формы списков кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов (Приложение N 1) и их получателей (Приложение N 4).
При этом списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов формируются командиром войсковой части совместно с жилищной комиссией воинской части и согласовываются в довольствующей квартирно-эксплуатационной части района (КЭЧ) или отделе морской инженерной службы (ОМИС).
Списки получателей сертификатов на планируемый период формируются с разбивкой по категориям граждан, в соответствии с распределением государственных жилищных сертификатов, и утверждаются у главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, командующим ВДВ, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ.
Согласно постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522 признано утратившим силу.
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 года N 700 признано утратившим силу с 1 января 2006 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Вместе с этим, из п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
При этом в соответствии с п. 18 Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанным в п.п. "а"-"в" п. 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Из п. 7 Правил следует, что из числа граждан-участников подпрограммы, указанных в п.п. "а"-"д" и "ж" п. 5 Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2005 года N 865, а также в ранее действовавших постановлениях Правительства РФ от 7 октября 2004 года N 522 и от 20 ноября 2003 года N 700.
Таким образом, установленные в Приложениях NN 1 и 4 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, формы списков граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с разбивкой по категориям граждан, не противоречат указанным постановлениям Правительства РФ и не могут нарушать права заявителя.
Не противоречат данные нормы приказа Министра обороны РФ и иным федеральным законам, а также нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Что же касается представленного заявителем суду списка кандидатов на получение ГЖС по войсковой части 34048 на 12 апреля 2005 года, то он не может повлиять на существо решения, поскольку имеющиеся нарушения порядка учета и установления очередности кандидатов на получение государственного жилищного сертификата связаны с действиями соответствующих должностных лиц, и могут быть обжалованы в районный (гарнизонный) суд в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 252, 253 ГПК РФ, решила:
в удовлетворении заявления Ильменейкина П.В. о признании противоречащими закону и недействующими Приложений NN 1 и 4 к Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 ноября 1999 года N 534, - отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Н. Коронец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N ВКПИ06-34
Текст решения официально опубликован не был