Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 74-Г07-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Еременко Т.И.
судей Харланова А.В., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
29 июня 2006 г. принят и в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации Закон Республики Саха (Якутия) 350-З N 729-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями на подготовку проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением об оспаривании ст. 10 данного Закона, согласно которой настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования, указывая, что эта норма противоречит ч. 7 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ, которой установлено, что положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Саха (Якутия) поддержала заявленные требования о полном объеме, считает, что Законом Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" в приложении N 5 отражается поступление доходов бюджета и не предусматриваются расходы в форме субвенций, подлежащих передаче муниципальным образованиям. Само по себе принятие изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете на 2006 год" не устраняет противоречия с федеральным законом по введению в действие оспариваемого закона.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не признал заявленные прокурором требования, пояснил, что в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" внесены изменения от 27.11.2006 г., предусматривающие выделение субвенций местным бюджетам на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи в размере 39276 тыс. руб. Считает, что Закон Республики Саха (Якутия) принят в пределах полномочий Государственного Собрания и не противоречит федеральному законодательству. Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2007 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Федеральным законом "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" от 21.07.2005 г. N 108-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяют органы местного самоуправления полномочиями на подготовку проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Саха (Якутия), в пределах полномочий субъекта РФ, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 29.06.2006 г. 350-З N 729-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями на подготовку проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи".
Закон Республики Саха (Якутия) от 8.12.2005 г. 289-З N 619-III "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год", положений о предоставлении субвенций местным бюджетам на осуществление указанных в законе полномочий, не содержал.
Однако, законом Республики Саха (Якутия) от 27.11.2006 г. 393-З N 799-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" были внесены изменения в ч. 2 ст. 26.1, устанавливающую размеры субвенций, выделяемых из Республиканского фонда компенсаций, в соответствии с которыми п. 15 ч. 2 ст. 26.1 указанного закона предусматривается выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2006 году в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 29.06.2006 г. 350-З N 729-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями на подготовку проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи" в размере 39276 тыс. руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ч. 2 ст. 26.1, устанавливающую размеры субвенций, выделяемых из Республиканского фонда компенсаций, в соответствии с которыми п. 15 ч. 2 ст. 26.1" имеется в виду "ч. 2 ст. 26, устанавливающую размеры субвенций, выделяемых из Республиканского фонда компенсаций, в соответствии с которыми п. 15 ч. 2 ст. 26"
Ч. 7 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
С учетом указанных конкретных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об отсутствии противоречия между оспариваемой нормой и федеральным законодательством.
Соглашаясь с решением суда, Судебная коллегия исходит также из того, что в ст. 6 оспариваемого Закона содержалась норма о том, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются Республиканскому фонду компенсаций из федерального бюджета в форме субвенций, а пунктом 12 части 2 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" определено выделение из Федерального фонда компенсаций выделение субвенций бюджета субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи в сумме 1236289,2 тыс. руб. с распределением согласно приложению 39 к данному Федеральному закону, в том числе Республике Саха (Якутия) 39276,3 тыс. руб., то есть фактически уже было предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В связи с изложенным доводы кассационного представления прокурора не могут повлечь отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2007 г. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий |
Еременко Т.И. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 74-Г07-9
Текст определения официально опубликован не был