Заключение Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии
по проекту федерального закона N 51033-5 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части уточнения наименований населенных пунктов, на территориях которых запрещается захоронение отходов) - внесен Законодательным Собранием Ульяновской области
Досье на проект федерального закона
Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 51033-5 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", внесенный Законодательным Собранием Ульяновской области.
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан с целью устранения возможности неоднозначного понимания и истолкования использованного в пункте 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) понятия "территории городских и других поселений", обусловленного принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Обеспокоенность авторов вызывает то, что положения пункта 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ, устанавливающие запрет захоронения отходов на территориях городских и других поселений, могут быть на практике истолкованы как исключающие саму возможность захоронения отходов на территориях тех субъектов Российской Федерации, в которых межселенные территории, т.е. территории, находящиеся вне границ поселений (статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ), отсутствуют, что, по мнению авторов, не соответствует аутентичному смыслу установленного Федеральным законом N 89-ФЗ правового регулирования.
Следует отметить, что статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что поселение - это городское или сельское поселение. Городское поселение - город или поселок.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).
Населенный пункт - это поселение или его часть.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 11 указанного закона "территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения".
В то же время в соответствии с подпунктом 11 "границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав,..... Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях".
Исходя из смысла данного подпункта, расстояние между двумя и более населенными пунктами на территориях с низкой плотностью населения может быть выше указанной пешеходной доступности и, следовательно, два населенных пункта могут быть расположены на значительном расстоянии.
Таким образом, редакция статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ действительно не позволяет проводить захоронение отходов на территории поселений вне населенных пунктов.
Однако согласиться с предложением авторов о замене слов "городских и других поселений" словами "городов, поселков и иных населенных пунктов" не представляется возможным, так как в действующем законодательстве - Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе N 131-ФЗ, Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют понятия "города" и "поселки".
В соответствии с терминологией Земельного кодекса Российской Федерации было бы целесообразно заменить слова "на территориях городских и других поселений" на слова "в границах населенных пунктов". Учитывая изложенное, а также то, что законопроект состоит из одной статьи, содержащей только предложение о замене слов "городских и других поселений" словами "городов, поселков и иных населенных пунктов", Комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 51033-5 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", внесенный Законодательным Собранием Ульяновской области, в первом чтении.
Комитет отмечает, что на 20 июня 2008 года на законопроект поступили отзывы от 16 субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с требованиями статьи 26.4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, отзыв от 1 субъекта Российской Федерации можно признать положительным, остальные отзывы не соответствуют указанным требованиям.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.