Решение Верховного Суда РФ от 9 июня 2006 г. N ВКПИ06-41
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И.,
при секретаре старшем лейтенанте Никитине В.А.,
с участием заявителя Глади на И.В., его представителя Крылова М.В., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника юстиции Греджева В.А. и старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Гладина о признании абзаца первого пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года N 77 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", противоречащим пункту первому части первой статьи 3 Федерального закона Российской Федерации N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах", установила:
Гладин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать абзац первый пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года N 77 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" противоречащим п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации N 5-ФЗ от 02.01.1995 года "О ветеранах".
По мнению заявителя, содержащиеся в Инструкции условия выдачи удостоверений ветерана боевых действий ограничивают круг лиц, которым такие удостоверения могут выдаваться, поскольку воинская часть, в составе которой военнослужащий принимал участие в боевых действиях обязательно должна быть включена в перечень частей, утвержденный Генеральным штабом Министерства обороны Российской Федерации. В то же время п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ "О ветеранах" относит к ветеранам боевых действий любого военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях на территории Российской Федерации в соответствии с решениями органов государственной власти. Поэтому Гладин считает, что абзац первый пункта 3 указанной Инструкции нарушает его права, предусмотренные ФЗ "О ветеранах".
В возражениях на заявление представитель Министра обороны РФ - начальник юридической службы 1 управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации полковник юстиции Греджев В.А., полагая, что указанный в заявлении Гладина И.В. нормативный правовой акт Министра обороны РФ издан в соответствии и с учетом установленных действующим законодательством норм, просил суд в удовлетворении необоснованных требований заявителя отказать.
В судебном заседании Гладин И.В. и его представитель Крылов М.В. настаивали на удовлетворении требований заявителя.
Представитель Министра обороны РФ полковник юстиции Греджев В.А. в суде возражал против удовлетворения заявления Гладина, считая, что Министр обороны, издавая приказ N 77 от 15 марта 2004 года, которым утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, каких-либо положений Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах" не нарушил.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Министра обороны РФ полковника юстиции Греджева В.А. и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым заявителю в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Гладина И.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из заявления Гладина видно, что проходил он службу в войсковой части ... и в указанный им в заявлении период привлекался к выполнению боевых задач в Чеченской Республике, подтверждением чему является выданная ему командованием справка.
Данное обстоятельство представителем Министра обороны РФ не оспорено.
Вместе с тем действующее законодательство, предусматривая различные льготы для данной категории граждан, исходит из совокупности условий, которые позволяют отнести то или иное лицо к ветеранам боевых действий, на которых эти льготы распространены.
Заявитель правильно ссылается на то, что в соответствии с пунктом первым части первой статьи третьей Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие и другие лица, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории России.
В тоже время мнение Гладина о том, что эта норма закона, с учетом прохождения им в 1996 году военной службы в Чеченской Республике, обязывала должностных лиц военного комиссариата выдать ему удостоверение "Ветеран боевых действий", является ошибочным, поскольку оно высказано без анализа законодательства и нормативных актов, действовавших до принятия названного закона и после этого.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Правительству Российской Федерации предписано определять порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В точном соответствии с этими требованиями закона Правительство Российской Федерации 31 марта 1994 года приняло постановление N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
В пункте 5 данного постановления Правительство РФ обязало Министерство обороны Российской Федерации, наряду с другими силовыми ведомствами, определить перечень воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
16 мая 1995 года Федеральным законом N 75-ФЗ на военнослужащих и других лиц, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, полностью распространено действие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациям военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Во исполнения этих нормативных актов, требования принятого в 1995 году Федерального закона "О ветеранах", а также предписания п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763, Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 15 марта 2004 года N 77, которым утвердил Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 3 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим и иным лицам производится при наличии документов, подтверждающих прохождение ими военной службы в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В Министерстве обороны Российской Федерации действует перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта, в том числе в Чеченской Республике в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, утвержденный Генеральным штабом ВС РФ в 2002 году.
Таким образом, наличие перечня о котором идет речь в пункте 3 Инструкции, определено постановлением Правительства Российской Федерации, полномочия которого в вопросе об определении порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены вышеназванными законодательными актами.
Поэтому утверждение Гладина о незаконном установлении в пункте 3 Инструкции требования о выдаче удостоверений участникам боевых действий только тем военнослужащим, которые проходили военную службу в составе воинских частей, вошедших в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, не соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании достоверно установлено, что Гладин проходил службу в войсковой части ..., которая, согласно осмотренного судом Перечня, имеющего гриф "Совершенно секретно", в нем не значится.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
В удовлетворении заявления Гладина И.В. о признании первого абзаца пункта 3 "Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2004 года N 77, противоречащим п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий |
А.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 июня 2006 г. N ВКПИ06-41
Текст решения официально опубликован не был