Решение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N ВКПИ06-91
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И.,
при секретаре - капитане юстиции Никитине В.А.,
с участием представителей Министра обороны РФ - начальника юридической группы Управления реализации жилищных программ МО РФ подполковника юстиции Бацакова И.И., старшего офицера 5 отдела этого же Управления майора юстиции Савицкого А.А. и старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части капитана 3 ранга запаса Лебедева А.Н. а о признании "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части возложения на лиц, имеющих жилое помещение на праве собственности, обязанности по сдаче указанного жилого помещения при новом обеспечении таковым, не соответствующей Федеральным законам от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 17), постановлению Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", Списку болезней, дающих право лицам, страдающих ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденному Циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15, установила:
Лебедев А.Н. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором утверждает, что указанный нормативный акт в оспариваемой части нарушает его право на получение дополнительно к приватизированной комнате в коммунальной квартире отдельного жилого помещения в виде однокомнатной квартиры по договору социального найма, которое подтверждено решением 224 гарнизонного военного суда от 25 мая 2000 года.
Заявитель также полагает, что приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 в оспариваемой части не соответствует Федеральным законам от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", Списку болезней, дающих право лицам, страдающих ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденному Циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Лебедев А.Н. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Представители Министра обороны РФ подполковник юстиции Бацаков И.И. и майор юстиции Савицкий А.А., возражая против удовлетворения требований Лебедева А.Н., заявили, что Министр обороны РФ, утверждая оспариваемым приказом "Инструкцию о порядке обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ", действовал в пределах предоставленных ему Федеральным законом "О статусе военнослужащих" полномочий и за их пределы не вышел.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны РФ и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Лебедева А.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие и члены их семей имеют право на предоставление жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Во исполнение этого Закона Министр обороны РФ своим приказом от 15 февраля 2000 года N 80 утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указанная Инструкция, как на момент возникновения спорных правоотношений, так и в настоящее время в п. 40 прямо определяет, что заселение для постоянного проживания производится в служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, и общежития.
Для оформления документа на право вселения, наряду с различными справками, в КЭЧ района представляется, в том числе и справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту жительства.
Указанное требование, вопреки утверждению заявителя, диктуется необходимостью исключить возможность неоднократного обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет военного ведомства.
Таким образом, предписывая необходимость представления в КЭЧ района справки о сдаче жилья при получении новой жилой площади, Министр обороны РФ действовал в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, в интересах соблюдения законных прав лиц, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и претендующих на получение таковых по линии Министерства обороны РФ.
Что же касается утверждения заявителя о том, что нарушено его право на предоставление дополнительного жилого помещения в виде однокомнатной квартиры по договору социального найма в силу наличия у него психического заболевания, то оно ошибочно и основано на неправильном толковании заявителем действовавшего и действующего в данной области правоотношений законодательства.
Анализ законодательства, в частности, Списка болезней, дающих право лицам, страдающих ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденным Циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 (Список), Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" позволяет прийти к следующим выводам.
Бесспорно, инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ.
Кроме того, инвалидам при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, к коим относится заявитель, предусмотренных данным перечнем может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года N 214 утвержден Перечень заболеваний, дающих, инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (Перечень).
Как усматривается из заключения военно-врачебной комиссии и справки психоневрологического диспансера ... района г. ... Лебедев А.Н., страдающий ..., по состоянию здоровья и в соответствии с Перечнем имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.
В своем заявлении Лебедев А.Н., оспаривая Инструкцию, в то же время фактически ставит вопрос об обеспечении его дополнительно жилым помещением по мотивам наличия у него соответствующего заболевания посредством предоставления ему новой жилой площади без сдачи прежнего жилья.
По смыслу всех вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов основаниями предоставления инвалидам дополнительной жилой площади (отдельной комнаты), в соответствии с заболеваниями, указанными как в Списке (1928 г.), так и в Перечне (1996 г.) является невозможность совместного проживания с ними окружающих в квартирах, занятых несколькими семьями.
Подобная регламентация этого вопроса содержится и в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года.
Ссылка заявителя в обоснование своих требований на предписания ст. 10 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", на постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 года N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина Мостипанова В.А." является беспредметной, поскольку право на приватизацию жилья Лебедев А.Н. реализовал.
Заявитель, как это видно из договора передачи доли квартиры в доме-памятнике в собственность граждан от 23 августа 1999 года ... и свидетельства о государственной регистрации права от 20 сентября 1999 года ..., в городе ... имеет приватизированную изолированную жилую комнату площадью ... кв.м.
Факт возложения решением 224 гарнизонного военного суда от 25 мая 2000 года на командира войсковой части ... и жилищную комиссию этой части обязанности по первоочередному обеспечению заявителя жилым помещением, а не отдельной квартирой, как это указывает Лебедев А.Н. в заявлении, не освобождает последнего от обязанности при предоставлении нового жилья представить в КЭЧ района справку о сдаче прежней жилой площади.
Иного порядка реализации жилищных прав Лебедева А.Н. действующее законодательство не предусматривает.
С учетом изложенного, следует признать, что требования "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (п. 40), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части обязательного представления в КЭЧ района, наряду с другими документами, справки о сдаче жилого помещения по прежнему месту жительства без какого-либо исключения всеми лицами, оформляющими документы на заселение новых жилых помещений для постоянного проживания, не противоречат ни федеральным законам, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
в удовлетворении заявления Лебедева А.Н. о признании "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части возложения на лиц обязанности по представлению в квартирно-эксплуатационные части (КЭЧ) районов для оформления документа на заселение жилого помещения для постоянного проживания справки о сдаче занимаемого жилого помещения, не соответствующей Федеральным законам от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 17), постановлению Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", Списку болезней, дающих право лицам, страдающих ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, утвержденному Циркуляром НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
А. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N ВКПИ06-91
Текст решения официально опубликован не был