Решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N ВКПИ08-101
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове В.В.,
с участием старшего военного прокурора Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,
представителей Правительства Российской Федерации - советника Департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Беловой М.С. и начальника отдела судебной работы Правового Департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреевой А.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Таюпова Р.Г. о признании недействующим подпункта "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", установила:
Таюпов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеназванным заявлением, указав в обоснование, что распоряжением главы администрации ... района города ... Республики Башкортостан от 9 апреля 2008 года он исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании подпункта "г" пункта 26 Правил в связи с наличием у него в собственности жилья, что не предусмотрено ни Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ни положениями статей 49 и 50 ЖК РФ.
Поскольку правовые и социальные гарантии военнослужащих, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в силу пункта 2 статьи 4 названного Закона не могут быть снижены или изменены иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, к числу которых относится и подпункт "г" пункта 26 оспариваемых Правил, заявитель настаивает на его пресечении как нарушающем его право на жилище.
Заявитель, своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации - Андреева и Белова требования Таюпова не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив, каждая в отдельности, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав объяснение заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Данное постановление официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 сентября 1998 года N 37, ст. 4627, и в Российской газете от 19 сентября 1998 года, N 180.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление принято уполномоченным на то органом государственной власти в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.
Утверждение Таюпова о том, что подпункт "г" пункта 26 Правил, на основании которого он снят с учета на получение жилья, нарушает его жилищные права и противоречит Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и статьям 49 и 50 ЖК РФ, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих " государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих помимо и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в статье 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Таюпова нуждающимся в получении жилья в ноябре 2000 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, либо находящихся в их собственности.
Таким образом, закрепив в подпункте "г" пункта 26 Правил положение о снятии военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы, Правительство Российской Федерации действовало в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Жилищным кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного ссылка в заявлении на отсутствие в статьях 49 и 50 ЖК РФ условий, препятствующих военнослужащему, имеющему жилье в собственности, претендовать на получение другого жилья по договору социального найма как на основание для признания оспариваемых Правил в указанной части незаконными является несостоятельной.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
в удовлетворении заявления Таюпова Р.Г. о признании недействующим подпункта "г" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: |
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N ВКПИ08-101
Текст решения официально опубликован не был