Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N ВКПИ08-55
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-614 настоящее решение оставлено без изменения
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.
при секретаре - Шароватовой И.А.,
с участием заявителя Белова Д.А.,
военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г. и представителя Министра обороны Российской Федерации Огиенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Белова Д.А. о признании незаконным и недействующим с момента издания абз. 6 подп. "а" п. 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. N 40 (далее - Годовые нормы прыжков), в части слов "проходивших в установленном порядке военную службу по контракту", установила:
Белов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением.
По его мнению, оспариваемая норма ограничивает право курсантов военно-образовательных учреждений, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, проходивших военную службу с 1 октября 1967 г. в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Заявитель полагает, что нормативный правовой акт в указанной части противоречит положениям ч.ч. 2 и 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), а также абз. 7 подп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление).
В обоснование этого Белов указывает, что в период с 5 августа 1984 г. по 22 июля 1988 г. он проходил военную службу в должности курсанта Рязанского высшего воздушно-десантного училища. При этом, исполняя должностные обязанности, ежегодно совершал не менее 6 прыжков с парашютом в год, то есть выполнял норму, установленную Министром обороны Российской Федерации и предоставляющую согласно абз. 7 подп. "г" п. 3 Постановления право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Вместе с тем, при увольнении в качестве офицера с военной службы и расчёте выслуги лет в январе 2007 г. период его обучения в училище не был зачислен на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца).
По его мнению, толкование норм ст. 1, ч.ч. 2 и 3 ст. 18 Закона об отсутствии у военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в особых условиях, права на льготное исчисление выслуги лет является ошибочным. Данная категория военнослужащих не указана в ст. 1 Закона, поскольку законодательное ограничение срока службы по призыву не позволяет этим военнослужащим приобрести выслугу в размере 20 лет (необходимую для назначения пенсии).
Приводя выдержки из содержания решения Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ01-11, делает вывод о том, что особым условием службы применительно к настоящему спору является её прохождение на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск.
Ссылаясь на абз. 7 подп. "г" п. 3 Постановления, утверждает, что состав военнослужащих (по воинскому званию) не является определяющим условием льготного исчисления выслуги лет.
Представитель заинтересованного лица Огиенко С.В. возражал против удовлетворения заявления, указав, что Министр обороны Российской Федерации, издавая приказ от 14 февраля 2005 г. N 40, действовал в пределах своих полномочий. Данный приказ определяет только годовую норму прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии отдельным категориям военнослужащих применительно к военному ведомству, не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения Белова Д.А., поддержавшего свои требования, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Богданова А.Г., полагавшего необходимым в требованиях заявителю отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Белова не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с действовавшим в 1984-1988 г.г. Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г. (ч. 2 ст. 11) граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.
Аналогичные положения сохранились и в законодательстве Российской Федерации.
Так п. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-I, было установлено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В свою очередь Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определил, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву (п. 1 ст. 2).
Кроме того, указанный федеральный закон (п. 1 ст. 3) устанавливает единую систему правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения. Вместе с тем уровень этого зависит от занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения военной службы (по призыву, по контракту).
Таким образом, при прохождении обучения в Рязанском воздушно-десантном училище с 1984 по 1988 г.г. Белов, будучи курсантом, имел статус военнослужащего срочной службы и пользовался теми правами и льготами, которые были предусмотрены для этой категории военнослужащих.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачёту в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Согласно ч. 3 этой же статьи порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных Законом полномочий, приняло Постановление, где в абз. 7 подп. "г" п. 3 установило засчитывать на льготных условиях, то есть один месяц службы за полтора месяца в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, в частности в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, - с 1 октября 1967 г. При этом служба в указанных должностях засчитывается военнослужащим в выслугу лет на льготных условиях при выполнении ими годовых норм прыжков с парашютом, определяемых Министром обороны Российской Федерации.
Постановлением также предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам засчитывается, в частности военная служба по призыву (п. 1).
Между тем в п. 5 Постановления закреплено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Приведенная правовая норма по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачёта военной службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачёту на льготных условиях.
Анализ содержания этого пункта позволяет сделать вывод, что прохождение службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в военно-образовательных учреждениях, готовящих офицеров для воздушно-десантных войск, в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, к указанным случаям не относится.
Законность п. 5 Постановления подтверждена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ01-12 и от 30 октября 2007 г. N ВКПИ07-107.
Из абз. 6 подп. "а" п. 1 Годовых норм прыжков видно, что до 1 января 1996 г. минимальная норма, дающая право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, для курсантов военно-учебных заведений, проходивших в установленном порядке военную службу по контракту, составляла 6 прыжков.
Содержащееся в указанном абзаце условие "..., проходивших в установленном порядке военную службу по контракту ..." по сущности является логическим воспроизведением нормы, закреплённой в п. 5 Постановления.
Таким образом, в оспариваемом приказе Министра обороны Российской Федерации практически воспроизводятся положения Постановления, то есть нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, что само по себе не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого акта и нарушении должностным лицом компетенции при его издании.
Вопреки утверждению заявителя ни в Законе, ни в Постановлении, на соответствие которым проверяется оспариваемый приказ, не содержится положений, позволяющих приравнять военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, в том числе и в качестве курсантов военно-учебных заведений до заключения ими контрактов или в период действия Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" по правам и льготам к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Белова Д.А. о признании незаконным и недействующим с момента издания абз. 6 подп. "а" п. 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 г. N 40, в части слов "проходивших в установленном порядке военную службу по контракту", отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда |
А.С. Шалякин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N ВКПИ08-55
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N КАС08-614 настоящее решение оставлено без изменения