Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2008 г. N ВКПИ08-59
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове В.В.,
с участием заявителя Борисова Н.В.,
представителя Правительства Российской Федерации - старшего юрисконсульта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации подполковника юстиции Обедина А.А. и старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борисова Н.В. о признании незаконным Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения военного городка N ... пос. ... к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, установила:
Борисов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, (далее - Перечень) в части отнесения военного городка N ... к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
В обоснование заявления Борисов указал, что указанный военный городок не обладает признаками закрытого военного городка, которые перечислены в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку его территория не является обособленной, не ограждена, отсутствует система пропусков, выкопировка из карты административно-территориального деления прилегающих к военному городку населенных пунктов на момент принятия решения не соответствовала действительности, а дом, в котором находится занимаемая им квартира, обслуживается гражданскими лицами. В результате незаконного отнесения городка к числу закрытых ему и членам семьи отказано в заключении договора о передаче в собственность жилого помещения, в котором он проживает.
В судебном заседании Борисов свои требования поддержал.
Представитель Правительства Российской Федерации - Обедин А.А. требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав выступление заявителя, объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Борисова отказать, Военная коллегия находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, статьями 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет, в том числе, возложенные на него федеральными законами полномочия, на основании и во исполнение которых издает акты в форме постановлений и распоряжений, которые подписываются председателем Правительства Российской Федерации и обязательны для исполнения в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а так же отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что обязанность по утверждению Перечня закрытых военных городков возложена на Правительство Российской Федерации путем включения их в соответствующий Перечень.
На основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 1 июня 2000 года издало распоряжение N 752-р, утвердившее оспариваемый Борисовым Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в который включен также военный городок N ...
Названное Распоряжение 12 июня 2000 года официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 24, статья 2616.
Таким образом, оспариваемый Перечень утвержден уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вопреки утверждению в заявлении, Перечень в оспариваемой части прав заявителя не нарушает.
Отсутствие системы пропускного режима и другие нарушения статуса закрытого военного городка, на которые обращает внимание Борисов, указывают только на то, что воинские должностные лица военного гарнизона не принимают необходимых мер для приведения территории данного городка в соответствие с предъявляемым к ней требованиям.
Что касается ссылки Борисова на отказ в приватизации занимаемого им жилья, то она является несостоятельной, поскольку запрет на приватизацию жилых помещений, находящихся в домах закрытых военных городков, установлен статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Особенности технического обслуживания здания, в котором расположена занимаемая заявителем квартира, правового значения для данного дела не имеют.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления Борисова, то понесенные им судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решила:
в удовлетворении заявления Борисова Н.В. о признании незаконным Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, в части отнесения военного городка N ... к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2008 г. N ВКПИ08-59
Текст решения официально опубликован не был