Решение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2009 г. N ВКПИ09-105
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В.,
при секретаре - Гавричкове В.В.,
с участием заместителя начальника управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Семенова А.В.,
представителей Министра обороны Российской Федерации Кузнецова О.Л., Сипягиной Е.И. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кураева Г.А. - представителя по доверенности заявителя Денисова А.Л. о признании частично недействующим пункта 282 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", установила:
Кураев обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим с момента издания пункт 282 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", (далее - Порядок) в части слов ", исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения". Также он просит возместить судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины при подаче заявления в суд.
В обоснование просьбы он указал, что при увольнении с военной службы в запас в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы с Денисова была частично взыскана выплата на обзаведение имуществом первой необходимости (далее - выплата), исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения, что, по его мнению, противоречит пункту 7 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 796, согласно которым Министру обороны не дано право устанавливать размер и порядок взыскания ранее выданных средств, а сама выплата не может быть признана видом материальной ответственности.
Из этого Кураев делает вывод о том, что установление Министром обороны повышенного по сравнению с установленным Правительством Российской Федерации размером взыскания ранее полученной выплаты произведено с превышением полномочий и вопреки действующему законодательству.
Заявитель и его представитель, своевременно извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли, Денисов просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министра обороны Российской Федерации Кузнецов О.Л. и Сипягина Е.И., указав, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству, требования Кураева не признали и просили отказать в их удовлетворении.
Кроме того, представители заинтересованного лица пояснили:
Сипягина Е.И., что в связи с индексацией окладов денежного содержания военнослужащих взыскание выплаты также должно производиться, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения;
Кузнецов О.Л., что положение об удержании ранее выплаченных военнослужащим единовременных выплат, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения, также закреплено в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340 и по аналогии должно применяться к оспариваемой заявителем выплате.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А. не возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 796 взысканию подлежат средства, полученные в качестве выплаты, а не сумма, кратная окладам денежного содержания.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление удовлетворить, Военная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту имеют право на получение из средств Министерства обороны Российской Федерации выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости в размере и порядке, определяемых Правительством Российской Федерации, в одном из перечисленных в этом пункте случаев.
Поскольку в силу статьи 10 названного Федерального закона право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, а время их нахождения на военной службе по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, выплата на обзаведение имуществом первой необходимости относится к компенсационным выплатам, призванным возместить военнослужащему расходы, произведенные в связи с выполнением своих служебных обязанностей.
При таких данных выплата не может быть отнесена к предусмотренным ГК РФ видам обязательств, за неисполнение которых предусмотрено взыскание с учетом процентов, повышающих коэффициентов либо индексации на момент исполнения этих обязательств.
Во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 16 декабря 2004 года N 796 "О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказания" установило размер и порядок указанной выплаты, указав в пункте 4 на то, что сроки осуществления выплаты и порядок ее оформления по одному из оснований определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит военную службу (службу) военнослужащий или сотрудник.
Кроме того, в пункте 6 постановления Правительство Российской Федерации установило, что при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", средства, полученные в качестве выплаты, подлежат взысканию в размере, исчисленном пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена выплата.
Изложенное указывает на то, что Правительство Российской Федерации уполномочило Министерство обороны Российской Федерации определить только сроки осуществления выплаты и порядок ее оформления по одному из оснований.
Что касается размера взыскания выплаты, то по решению Правительства страны он подлежит исчислению от полученных средств пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена выплата. Иного расчета оставшейся суммы выплаты, в том числе ее индексации ни в Федеральном законе, ни в постановлении не содержится, в связи с чем ссылка представителя заинтересованного лица на другие постановления Правительства Российской Федерации, принятые в отношении других видов выплат военнослужащим, является несостоятельной.
В связи с тем, что сроки осуществления выплаты и порядок ее оформления по одному из оснований определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, Министр обороны Российской Федерации во исполнение постановления приказом от 30 июня 2006 года N 200 утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Этот приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за N 8304 и 27 сентября 2006 года опубликован в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 215.
Согласно пункту 282 Порядка при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы, в связи с лишением их воинского звания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы, в том числе условно, невыполнением ими условий контракта, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока, выплата подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена указанная выплата.
Данное положение фактически воспроизводит содержание пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 796.
Однако содержащееся в пункте 282 Порядка дополнительное положение о взыскании выплаты, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения, противоречит части 7 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 796 "О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказания", в связи с чем оно требует судебного пресечения.
Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления, то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы подлежат возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия решила:
заявление Кураева Г.А. - представителя по доверенности заявителя Денисова А.Л. о признании недействующим пункта 282 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части слов "исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения" удовлетворить.
Пункт 282 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", в части слов "исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения" признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Денисова А.Л. понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2009 г. N ВКПИ09-105
Текст решения официально опубликован не был