Решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. N ВКПИ09-6
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове В.В.,
с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г. и представителя Президента Российской Федерации Радищева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Николаева Сергея Васильевича о признании незаконным и недействующим подп. "б" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), в части установления возможности нахождения военнослужащего в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в распоряжении командира (начальника) более шести месяцев, установила:
Николаев обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании выше названной нормы Положения, которая, по его мнению, создаёт препятствия к осуществлению прав, предусмотренных ст. 37 Конституции Российской Федерации, и не соответствует абзацу 3 пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе".
В обоснование этого заявитель указывает, что в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ от 21 декабря 2006 г. N 122 он зачислен в распоряжение начальника института для решения вопроса дальнейшего прохождения им военной службы. Данным статусом он обладает и в настоящее время.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий возможно не более шести месяцев.
Вместе с тем Главнокомандующий ВМФ отказывается отменять приведенный приказ и продолжает удерживать его в распоряжении уже третий год, ссылаясь при этом на подп. "б" п. 2 ст. 13 Положения. За это время он командованием ни на одну должность (даже временную) назначен (представлен) не был, также как и не представлен к увольнению с военной службы.
Учитывая эти обстоятельства, Николаев делает вывод о том, что оспариваемая норма, по его мнению, предполагает возможность нахождения военнослужащего в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в распоряжении командира (начальника) более шести месяцев, что препятствует ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, а также различных прав и льгот, предусмотренных законодательством для военнослужащих.
Дважды надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по его заявлению Николаев в суд не прибыл и сведений о причинах неявки не представил.
Заслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации Радищева В.А., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Богданова А.Г., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Николаева не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, в том числе в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий допускается на срок не более чем шесть месяцев.
Таким образом, в оспариваемой норме Положения воспроизводится указанная норма федерального закона, то есть нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, и они, вопреки утверждению заявителя, не допускают нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с организационно-штатными мероприятиями более шести месяцев.
Неисполнение воинским должностным лицом требований нормативных правовых актов не может являться основанием для признания этих норм противоречащих действующему законодательству.
Разрешение вопроса о проверке законности действий командования, связанных с ограничением прав и свобод заявителя, при нахождении в распоряжении статьёй 27 ГПК РФ в компетенцию Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции не входит.
В случае несогласия с решением, действием (бездействием) воинского должностного лица заявитель вправе их оспорить в гарнизонном военном суде по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица (статья 254 ГПК РФ).
Исходя из изложенного, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что Президент Российской Федерации, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нём соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации в области статуса военнослужащих и военной службы и не нарушил прав заявителя.
Руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
в удовлетворении заявления Николаева С.В. о признании незаконным и недействующим подпункта "б" пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в части установления возможности нахождения военнослужащего в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в распоряжении командира (начальника) не более шести месяцев, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда |
А.С. Шалякин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2009 г. N ВКПИ09-6
Текст решения официально опубликован не был