Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2009 г. N ВКПИ09-89
Именем Российской Федерации
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2009 г. N КАС09-569 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,
при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове В.В.,
с участием:
старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф.,
представителей Министра обороны Российской Федерации консультанта финансово-экономического отдела Центрального управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации Кутного А.К. и главного эксперта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Балюкина С.А.,
представителя Министерства юстиции Российской Федерации консультанта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента законодательной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов Михалевича В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайнетдинова Х.А. о признании недействующим пункта 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Сил Российской Федерации" с момента вступления приказа в силу, установил:
Зайнетдинов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее - Руководство) в части, касающейся основания для возмещения расходов, связанных с приобретением проездных документов (билетов) для проезда к месту проведения основного отпуска, предоставление документа, подтверждающего право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, - отпускного билета.
Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что пункт 85 Руководства не соответствует законодательству, поскольку содержащееся в нем обязательное условие для возмещения расходов на проезд к месту использования основного отпуска - предоставление военнослужащим отпускного билета, нарушает его право и право других военнослужащих на безвозмездный проезд к месту проведения основного отпуска, предусмотренное статьей 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в которой не содержится требования предоставления отпускного билета с отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска для реализации указанного права военнослужащего.
По мнению заявителя положения пункта 85 Руководства противоречат и статье 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой военнослужащий в период основного отпуска не считается исполняющим обязанности военной службы, следовательно, во время нахождения военнослужащего в отпуске на него не распространяются ограничения в праве на свободу передвижения, предусмотренные статьей 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и разрешения командира войсковой части для перемещения по территории Российской Федерации не требуется. Значит единственным документом, подтверждающим право военнослужащего на проезд к месту проведения основного отпуска за счет Министерства обороны Российской Федерации, является только приказ по воинской части о нахождении военнослужащего в отпуске. Отпускной билет не может являться таким документом.
Кроме того, Зайнетдинов указывает, что судебная коллегия Северо-Кавказского окружного военного суда отказала ему в удовлетворении его требования, сославшись на положения пункта 85 Руководства, что повлекло нарушение его прав.
В судебное заседание заявитель Зайнетдинов Х.А., своевременно извещенный о дате, времени и месте рассмотрения его заявления, не прибыл.
Представители Министра обороны Российской Федерации Кутний А.К. и Балюкин С.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Михалевич В.И. требования Зайнетдинова Х.А. не признали и просили отказать ему в удовлетворении заявления, пояснив при этом, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.
Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Кутнего А.К. и Балюкина С.А. и Министерства юстиции заслушав заключение прокурора Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым отказать Зайнетдинову Х.А. в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Зайнетдинова Х.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания нормативного правового акта недействующим, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно подпунктам 7 и 30 пункта 10 этого же Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций. При этом Министр обороны Российской Федерации вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе: железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы.
Пунктом 9 статьи 20 указанного Федерального закона определено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований данной статьи закона Правительство Российской Федерации установило порядок реализации указанных льгот, издав 20 апреля 2000 года постановление N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" (в ред. постановлений Правительства РФ от 14 декабря 2004 года N 775 и от 1 декабря 2008 года N 900).
Вышеназванным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.
При этом пунктом 6 указанного постановления Правительство Российской Федерации делегировало Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, право определять порядок возмещения этих расходов.
На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 8 июня 2000 года и 6 июня 2001 года изданы приказы N 300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" и N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации", которым утверждено Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 2001 года за N 3061 и официально опубликован 21 декабря 2001 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 248.
Таким образом, вышеупомянутый приказ, утвердивший оспариваемое Руководство, издан должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Вопреки доводам Зайнетдинова Х.А., оснований утверждать, что оспариваемые им положения пункта 85 Руководства противоречат требованиям статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.
В соответствии с пунктом 85 Руководства, основанием для возмещения расходов являются рапорт, документы, подтверждающие право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации,- отпускной билет с соответствующей отметкой о пребывании в пунктах проведения отпуска, документы о произведенных расходах, неиспользованные воинские перевозочные документы или справка, выданная на бланке требования формы N 1.
То есть, согласно оспариваемой норме, одним из документов, подтверждающим проезд военнослужащего к месту проведения отпуска, и дающим основание для возмещения расходов лицам, имеющим право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, и не получившим или не использовавшим воинские перевозочные документы, является отпускной билет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными этим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В частности, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами (статья 6 названного Федерального закона).
Согласно статье 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части, исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы, а также с учетом особенностей дислокации воинской части.
Следовательно, решение о предоставлении военнослужащему отпуска, в том числе и разрешение на выезд за пределы гарнизона, принимается командиром (начальником) на основании рапорта военнослужащего. Принятое решение оформляется служебным документом - приказом.
Пунктом 303 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 N 170, в редакции приказа МО РФ от 27 мая 2004 года N 158, и приложением N 42 к ней определено, что военнослужащим при убытии в отпуск за пределы гарнизона выдается отпускной билет, в котором указывается наименование населенного пункта, в который уволен военнослужащий, срок отпуска.
В соответствии с Приложением N 13 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", все военнослужащие во время нахождения в отпуске обязаны иметь отпускной билет при себе.
По прибытии к месту отпуска каждый военнослужащий должен встать на учет в военной комендатуре гарнизона, а перед убытием к месту службы сняться с учета. При постановке на учет и снятии с учета на отпускном билете делается соответствующая отметка. Все военнослужащие во время нахождения в отпуске обязаны иметь отпускной билет при себе и предъявлять его по требованию начальников и старших.
Таким образом, отпускной билет с соответствующими отметками подтверждает факт правомерного пребывания военнослужащего в пунктах проведения отпуска, а значит и его право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в эти пункты и обратно к месту прохождения службы при приобретении военнослужащим проездных документов (билетов) за свой счет.
Из анализа положений пункта 85 Руководства усматривается, что он не противоречит нормам статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о проезде военнослужащих на безвозмездной основе, а лишь определяет, в соответствии с делегированными Правительством Российской Федерации Министру обороны Российской Федерации полномочиями, порядок возмещения расходов военнослужащих, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, то есть устанавливает правила возмещения этих расходов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемые Зайнетдиновым Х.А. положения пункта 85 Руководства, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" соответствуют нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - статье 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а приказ, утвердивший Руководство, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Зайнетдинова Х.А. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Зайнетдинову Х.А. в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" в части, касающейся основания для возмещения расходов, связанных с приобретением проездных документов (билетов) для проезда к месту проведения основного отпуска, предоставление документа, подтверждающего право на проезд за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, - отпускного билета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
Л.А. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2009 г. N ВКПИ09-89
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2009 г. N КАС09-569 настоящее решение оставлено без изменения