Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2004 г. N 73-О04-23
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в судебном заседании от 5 октября 2004 года дело по кассационным жалобам осужденных Казарбина A.A. и Спиридонова A.B., а также потерпевшей С на приговор Верховного Суда Республики Бурятия от 28 апреля 2004 года, которым
Казарбин А.А., ...,
осуждён к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ к 13 годам и по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ на 9 лет, а по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ путем частичного сложения наказаний к 16 (шестнадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Спиридонов А.В., ...,
осуждён к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ на 13 лет и по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ к 9 годам, а по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ путем частичного сложения наказаний к 16 (шестнадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с лишением права занимать должности в органах МВД РФ сроком на 3 года.
Заслушав доклад судьи Шадрина И.П. и мнение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Тришевой A.A. об изменении приговора суда с переквалификацией их действий со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ, судебная коллегия Верховного Суда РФ установила:
Приговором суда Казарбин A.A. и Спиридонов A.B. признаны виновными и осуждены за разбойное нападение на С. с целью завладения чужим имуществом и умышленное причинение смерти С, сопряженное с разбоем. Преступления совершены ими ... при указанных в приговоре обстоятельствах.
Как видно из приговора суда Казарбин A.A. и Спиридонов A.B., будучи знакомыми по совместной службе в ОВД ... МВД ... со вершили особо тяжкие преступления при следующих обстоятельствах.
В начале ноября 2003 года Казарбин A.A. предложил Спиридонову A.B. совершить разбойное нападение и убийство какого-либо владельца легковой автомашины с целью завладения ею, на что последний дал согласие.
В середине ноября 2003 года для реализации своего преступного замысла, Казарбин и Спиридонов на автомобильном рынке ... приобрели у неустановленного лица тонкий металлический трос диаметром около 0,4 см. и длиной около 1 метра и дома у Казарбина А.А. ... изготовили из него путем закрепления с обеих сторон деревянных планок удавку для использования ее в виде орудия преступления.
15 ноября 2003 года, около 11 часов утра, Казарбин A.A. и Спиридонов A.B., взяв с собой удавку, приготовленную ими, приехали на автомобильный рынок, ... и стали выбирать подходящую для них автомашину под видом покупателей и остановив свой выбор на автомашину "..." 1997 года выпуска белого цвета с транзитным номером ..., принадлежащей С., они сделали вид, что собираются ее купить и заявили сбавить цену, на что С. согласился и предложил им показать автомашину ...
После осмотра автомашины, Казарбин A.A. предложил С. проехать к нотариусу для оформления генеральной доверенности, пояснив, что деньги передаст позднее, так как они находятся у родственников.
Около 12 часов дня, Казарбин A.A. и Спиридонов A.B. на автомашине ..., управляемой владельцем ее С. приехали к нотариусу Ч. в кабинет ..., где нотариус оформила доверенность без номера от 15 ноября 2003 года на распоряжение автомобилем с правом продажи на имя Казарбина A.A. на бланке под номером ..., а затем указанные лица поехали в пос. ... и подъехав к дому ..., Казарбин и Спиридонов зашли в последний подъезд указанного дома, где Спиридонов заявил Казарбину, что у него не хватает смелости убить человека, а Казарбин стал его уговаривать и убедил его на совершение преступления.
Тогда, выйдя из подъезда, Казарбин предложил С. встретиться в 15 часов на этом же месте и заявил ему, что он вместе со Спиридоновым будут приобретать комплект зимних шин для автомашины.
После того, как уехал С., Казарбин и Спиридонов купили бутылку водки и выпили ее для храбрости и стали ждать возвращения С и тут Спиридонов сказал ему, что он теперь сможет убить человека.
15 ноября 2003 года, в 15 часов, С. подъехал к ним и Казарбин со Спиридоновым, выйдя из подъезда дома ..., сели в салон автомашины - Казарбин рядом со С. на переднем сидении слева, а Спиридонов на втором сидении сзади водителя.
Находясь в салоне автомашины и реализуя совместный преступный умысел, Спиридонов, сидя прямо за спиной С., накинул на шею последнего приготовленную ими удавку и стал обеими руками затягивать ее, а Казарбин навалился всем своим весом на С. и прибавил громкость автомагнитолы, чтобы заглушить крики С. о помощи.
Однако в результате сильного сопротивления со стороны С. удавка слетела с шеи и он пытался вырваться, но Казарбин, схватив его за куртку, вновь затащил С. в салон, где Спиридонов вторично накинул удавку на шею потерпевшего и продолжал затягивать удавку, а Казарбин, навалившись на С., удерживал его руками до тех пор, пока не убедился, что С. не подает признаков жизни.
Потерпевший С. в результате совместных противоправных действий Казарбина A.A. и Спиридонова A.B. скончался на месте происшествия вследствие удушения от механической асфиксии.
После содеянного Казарбин A.A. и Спиридонов A.B. завладели автомашиной стоимостью рублей и на ней вывезли труп убитого ими в лесной массив и закопали.
В судебном заседании Казарбин A.A. и Спиридонов A.B. виновными себя признали в содеянном, но от дачи показаний отказались, ссылаясь на ст. 51 Конституции Российской Федерации.
В кассационных жалобах осуждённые просят разобраться в обстоятельствах дела и ставят вопрос о пересмотре дела со смягчением им назначенного судом наказания считая его чрезмерно суровым, а потерпевшая С. просит отменить приговор суда за мягкостью назначенного им наказания, указывая, что за совершенные преступные деяния Казарбин A.A. и Спиридонов A.B. заслуживают более строгого наказания.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены или изменения приговора суда, ибо вина осужденных Казарбина A.A. и Спиридонова A.B. в содеянном, т.е. в разбойном нападении их на С. с целью завладения чужим имуществом и умышленном причинении ими смерти С., сопряженное с разбоем по предварительному сговору и группой лиц установлена судом всеми материалами дела на основе проверки и исследования всех фактических обстоятельств дела и надлежащей оценки всех собранных следствием и проверенных судом доказательств о причастности и виновности их в совершении указанных выше преступных деяний, о чем свидетельствуют показания и пояснения самих осужденных и свидетелей Я., О., З. и других о конкретных обстоятельствах дела, что объективно подтверждается протоколами осмотров места происшествия и вещественных доказательств, в том числе металлической удавки, заключениями судебных экспертиз, согласно которым смерть потерпевшего С. последовала от механической асфиксии вследствие удушения его удавкой и другими доказательствами, приведенными и изложенными в описательно-мотивировочной части приговора суда. Действиям осужденных суд дал надлежащую правовую оценку и при вынесении приговора и назначении им наказания обоснованно принял во внимание особую тяжесть и степень общественной опасности совершенных ими преступных деяний, а также данные о личности их в прошлом и настоящем, определив им по совокупности преступлений соразмерное содеянному наказание в виде лишения свободы на длительный срок.
Доводы осужденных и потерпевшей об отмене и изменении приговора в части назначенного им наказания судом по существу несостоятельны, так как суд в ходе судебного заседания подробно и обстоятельно рассматривал и обсуждал все смягчающие и отягчающие обстоятельства дела с учетом доводов самих осужденных и потерпевшей.
Вместе с тем, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд неправомерно применил в отношении осужденных ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 года, ибо этот Закон ухудшает правовое положение их, а поэтому действия их по эпизоду разбойного нападения подлежат переквалификации на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года без смягчения назначенного судом наказания, так как объем обвинения остается прежним.
Исходя из этого и на основании изложенного, судебная коллегия Верховного Суда РФ, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ определила:
приговор Верховного Суда Республики Бурятия от 28 апреля 2004 года в отношении Казарбина А.А. и Спиридонова А.В. изменить.
Переквалифицировать действия осуждённого Казарбина A.A. со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 года на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года, по которой назначить ему 9 (девять) лет лишения свободы.
Считать Казарбина A.A. осуждённым по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, з" и 162 ч. 3 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года к 16 (шестнадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Переквалифицировать действия осуждённого Спиридонова A.B. со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 года на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года, по которой назначить ему 9 (девять) лет лишения свободы.
Считать Спиридонова A.B. осуждённым по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п. "в" и 162 ч. 3 п. "в УК РФ в редакции ФЗ от 13 июня 1996 года к 16 (шестнадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор о них оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных и потерпевшей - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.П. Кудрявцева |
Судьи |
И.П. Шадрин |
|
Н.Л. Хлебников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2004 г. N 73-О04-23
Текст определения официально опубликован не был