Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 74-Г03-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В., Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2003 г. гражданское дело по кассационным жалобам Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2003 г. по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Саха (Якутия) "Об особо ценных объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 17 июня 1998 г. был принят Закона РС(Я) "Об особо ценных объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)", в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующим этого Закона по тем основаниям, что он противоречит положениям Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2003 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
26 июня 2002 г. был принят Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры (преамбула).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует читать как "от 25 июня 2002 г."
В части 3 Федерального закона определен круг объектов культурного наследия народов Российской Федерации, к которым отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность, с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В части 3 Федерального закона" имеется в виду "В статье 3 Федерального закона"
В преамбуле Федерального закона также закреплено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В статье 4 Федерального закона от 26.06.02 г. N 73-ФЗ определены 3 категории объектов культурного наследия народов Российской Федерации в зависимости от значимости для истории и культуры - объекты федерального, регионального, местного значения. Установленные категории не зависят от того, являются ли они достоянием народа определенного субъекта РФ либо отдельной народности.
Данный вывод, как обоснованно указал суд, подтверждается содержанием ст. 15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", в которой установлено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия и представляющий собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
В указанный реестр включаются все объекты культурного наследия народов РФ, в т.ч. федерального, регионального, местного значения (ст.ст. 4, 18 Федерального закона).
Согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.06.02 г. N 73-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области сохранения., использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено формирование и ведение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Названный единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации формируется и ведется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (ст.ст. 16, 17, 18, 19, 20 Федерального закона от 26.06.02 г. N 73-ФЗ). При этом Федеральным законом от 26.06.02 г. N 73-ФЗ определена отдельная категория объектов культурного наследия - особо ценные объекты культурного наследия РФ.
Вопросы отнесения объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с п. 12 ст. 9 данного Федерального закона отнесены к полномочиям Российской Федерации. Проанализировав положения указанного Федерального закона, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральным законодателем установлены единые на всей территории Российской Федерации правила определения категории особо ценных объектов культурного наследия и законами субъектов РФ не могут быть установлены иные правила.
Согласно содержанию пунктов 1, 6 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 (с последующими изменениями и дополнениями) к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии культуры, архитектуры, науки и искусства (п. 1). Внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью. Изменение формы собственности указанных объектов либо их перепрофилирование не допускается (п. 6).
Таким образом, федеральным законодательством установлено, что любые объекты культурного наследия, к какой бы категории они не были отнесены (федерального, регионального и местного значения), являются объектами культурного наследия народов РФ, а не исключительно субъекта, на территории которого они расположены. Данные объекты включаются в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ, отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации является предметом исключительного ведения РФ.
Согласно преамбулы Закон РС(Я) "Об особо ценных объектах национального культурного достояния народов РС(Я)" регулирует правовые отношения в области сохранения и использования особо ценных объектов национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия) и управления ими в интересах граждан, общества и государства, понимая под особо ценными объектами национального культурного достояния народов республики движимые и недвижимые объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Саха (Якутия), представляющие собой материальные, духовные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, отнесенные к особо ценным объектам национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия).
При таких обстоятельствах, Закон РС(Я) "Об особо ценных объектах национального культурного достояния народов РС(Я)", как устанавливающий институт особо ценных объектов достояния народов только определенного субъекта - Республики Саха (Якутия) - ст. 1, порядок отнесения объектов культурного наследия к особо ценным объектам РС(Я) и порядок включения их в Государственный свод РС(Я) - ст.ст. 4, 5, устанавливая право собственности республики на особо ценные объекты культурного наследия в ст. 6, порядок ограниченного пользования ими, обязательного страхования - ст. 14, как правильно указал суд в решении, допускает вторжение в исключительную компетенцию РФ по определению таких особо ценных объектов, и тем самым нарушает право собственности РФ на особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, принцип государственной защиты объектов культурного наследия всех народов России, закрепленный Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а, следовательно, принят с превышением компетенции Республики Саха (Якутия), как субъекта РФ, то есть противоречит Федеральному закону.
Доводы представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) и Министерства культуры и духовного развития о том, что оспариваемый Закон регулирует иные правоотношения, как правильно указал суд, основаны на неправильном толковании содержания законов, поскольку и Федеральный закон и Закон РС(Я) регулируют сходные отношения в области сохранения и использования объектов культурного наследия.
То обстоятельство, что в Законе Республики Саха (Якутия) к особо ценным объектам культурного наследия отнесены помимо движимых, также и недвижимые объекты культурного наследия, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку из содержания Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что к объектам культурного наследия он также относит не только недвижимые, но и движимые объекты (преамбула, статья 3).
Кроме того, в соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как видно из материалов дела, оспариваемый Закон принят одной Палатой Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и подписан Заместителем Председателя Палаты Представителей, что не согласуется с выводами, содержащимися в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края.
Согласно правовой позиции, изложенной в данном постановлении, принятие и пропульгация (подписание и опубликование) законов одним и тем же органом нарушает баланс властей в сфере законотворчества, в связи с чем противоречит Конституции РФ.
Следовательно, данное обстоятельство также свидетельствует о противоречии оспариваемого Закона федеральному законодательству.
Нарушения судом норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2003 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Потапенко С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 74-Г03-19
Текст определения официально опубликован не был