Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-176
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Федина А.И.,
членов коллегии - Толчеева H.K., Хомчика В.В.,
с участием прокурора Багателии В.И.,
рассмотрела в судебном заседании 8 июня 2006 года гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ... майора Сергеева А.А. о признании абзаца 5 пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" и абзаца 1 пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450) противоречащими пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в части, касающейся зачета единовременных пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы военнослужащим-гражданам, увольняющимся с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2006 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснение представителя Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Герасимчика В.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Багателии В.П., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Сергеев A.A. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с данным заявлением, считая, что оспариваемые нормативные правовые акты в указанной части противоречат пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
По его мнению, содержащиеся в пятом абзаце пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 и в первом абзаце пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей положения нарушают его имущественные права, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В частности, в июне 1999 года он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При увольнении ему выплатили единовременное пособие в размере 20 окладов денежного содержания. В том же году он вновь поступил на военную службу, а в настоящее время представлен к увольнению в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Он считает, что согласно статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ему должны выплатить пособие в таких же размерах, как и в первом случае. Однако в пятом абзаце пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, а затем и в п. 12 ведомственной Инструкции (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 22 августа 2000 года N 450) необоснованно введены ограничения социальных гарантий, предоставленных указанным Федеральным законом. В них без достаточных к тому оснований указано, что в случае повторного определения на службу единовременное пособие при последующем увольнении военнослужащего с военной службы выплачивается, исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях с военной службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания. Для приведения этих нормативных актов в соответствие с Законом их, по мнению заявителя, надлежит изложить в редакции, запрещающей зачет пособий, выплаченных военнослужащим при предыдущих увольнениях с военной службы по указанным основаниям.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2006 года в удовлетворении указанных требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Сергеев A.A., не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. При этом он полагает, что пункт 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", установивший размеры и порядок выплаты единовременного пособия при увольнении с военной службы, является нормой прямого действия и издания дополнительных нормативных правовых актов по этому вопросу не требуется.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пункт 3 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляет право военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, на выплату единовременного пособия в соответствующих размерах в зависимости от общей продолжительности военной службы. При этом данный пункт, как и закон в целом, не устанавливает повторной выплаты пособия в том же размере при каждом последующем увольнении военнослужащего с военной службы по указанным основаниям.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации организует исполнение федеральных законов, обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих (статьи 4, 16, 20).
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, абзац 5 пункта 17 которого оспаривает заявитель, издано в целях обеспечения социальных гарантий для военнослужащих.
Указанная норма Постановления не только не понижает социальные гарантии, предусмотренные для таких военнослужащих статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а, наоборот, гарантирует обязательную выплату единовременного пособия с зачетом ранее выплаченных им пособий, но не менее размера, установленного Постановлением.
В этой норме Постановления, в частности, указывается, что в случае повторного определения военнослужащих на военную службу, единовременное пособие при последующем их увольнении выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания.
Оспариваемый заявителем первый абзац пункта 12 Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450) также не противоречит статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку приказ издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации на основании и во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, определивших порядок и размеры выплаты военнослужащим и другим лицам единовременного пособия соответственно при первичном увольнении их с военной службы и при увольнении после повторного определения на службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сергеева A.A. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Федин А.И. |
Члены коллегии |
Толчеев H.К. |
|
Хомчик В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-176
Текст определения официально опубликован не был