Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 74-Г08-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Хаменкова В.Б.,
судей - Борисовой Л.В. и Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Саха (Якутии) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпункта 1 пункта 4 раздела 4, абзаца 2 пункта 4 раздела 4, пункта 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 г. ГС N 2119-III.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., возражения против жалобы представителя ФГУ "Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства" Шеметова Л.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 марта 2007 года ГС N 2119-III утверждено Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия).
Подпунктом 1 пункта 4 раздела 4 названного Положения предусмотрено, что не требуется оформление лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.
Абзацем 2 пункта 4 раздела 4 установлено, что если при проведении указанных работ добытые из недр общераспространенные полезные ископаемые используются в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), то такая деятельность является недропользованием, требует оформления правоустанавливающих документов в виде лицензии в порядке, установленном настоящим Положением, и подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 раздела 4 Положения, в случае использования получаемого от дноуглубительных, землечерпательных работ минерального сырья в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), относящегося к общераспространенным полезным ископаемым и являющегося государственной собственностью, предприятию необходимо получить в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, лицензию на пользование участком недр (отвалом), на котором находится минеральное сырье. В других случаях указанная деятельность юридических и физических лиц рассматривается как самовольное недропользование, а вред, причиненный государству указанной деятельностью, подлежит возмещению в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О недрах" (п. 9 в редакции постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) от 12.07.2007 ГС N 2353-111).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании приведенных нормативных положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими, сославшись на то, что они противоречат федеральному законодательству, приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 года заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующими подпункта 1 пункта 4 раздела 4, абзаца 2 пункта 4 раздела 4, пункта 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия), суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренного законом основания.
Этот вывод суда мотивирован тем, что оспариваемые нормативные положения противоречат Федеральному закону "О недрах" и Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, и приняты законодательным органом субъекта Российской Федерации с превышением полномочий.
Данный вывод суда основан на законе и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с пунктом "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами.
На федеральном уровне правовое регулирование отношений в области недропользования осуществляется Законом Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1 (с последующими изменениями), Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (с последующими изменениями).
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий, что закреплено в статье 1.1 Закона РФ "О недрах".
На уровне субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия) отношения по недропользования регулируются Законом Республики Саха (Якутия) "О недрах" от 2 июля 1998 г. 3 N 29-II, а также вышеупомянутым Положением, утвержденным постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2007 г. ГС N 2119-III.
В силу частей 3 и 4 статьи 1 Закона РФ "О недрах" законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха не могут противоречить настоящему Закону. В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов Республики Саха положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.
В преамбуле Закона РФ "О недрах" указано, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ними перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В статье 6 упомянутого Закона названы виды недропользования.
А статья 9 того же Закона предусматривает, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.
Что касается сооружения и эксплуатации судовых ходов, то они не являются видами недропользования и не могут регулироваться нормативными правовыми актами о недропользовании.
В соответствии с абзацем 18 пункта 2 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2002 г. N 129, под судовым ходом понимается часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карты.
Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, состоящего из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) содержание внутренних водных путей, в том числе и проведение путевых работ, возложено на бассейновые органы государственного управления внутренним водным транспортом, каковым выступает ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства".
В целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ (часть 3 статьи 8 КВВТ РФ).
Статья 3 КВВТ РФ относит к путевым работам дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.
В силу статьи 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд правильно указал, что сооружение и эксплуатация судовых ходов, проведение дноуглубительных, землечерпательных работ на участках недр, расположенных на дне водоемов имеют цель - обеспечение безопасности судоходства, а не использование недр для добычи полезных ископаемых. Дноуглубительные работы, хотя и связаны непосредственно с извлечением естественных грунтов, в том числе песка и песчано-гравийной смеси, не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых, так как осуществляются всего лишь с использованием самого дна реки и без цели достижения глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Суд правильно указал, что Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия) в части оспариваемых норм противоречит федеральному законодательству, поскольку принято с превышением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку решение принято судом с соблюдением норм материального права при правильном применении норм процессуального права, оно является законным и отмене не подлежит.
Нельзя признать обоснованными доводы жалобы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о том, что подпункт 1 пункта 4 раздела 4 вышеназванного Положения не противоречит части 3 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в связи с чем, не может быть признан недействующим. Анализ оспариваемых правовых норм Положения показывает, что все они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, поэтому правомерно признаны судом недействующими.
Другие доводы кассационной жалобы не вызывают сомнений в правильности решения суда и не влекут отмены судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. N 74-Г08-18
Текст определения официально опубликован не был