Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 467373-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (внесен Московской городской Думой)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 467373-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и отмечает следующее.
Данным законопроектом предлагается внести изменение в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий", дополнив преамбулу положением о том, что целью данного закона является, в том числе, компенсация морального вреда. Кроме того, законопроектом устанавливается, что реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями не только материальный вред, но и моральный.
Целью Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации за годы Советской власти начиная с 25 октября (7 ноября) 1917 года.
Впервые возложение обязанности возместить моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, стало возможным как общее правило с введением в действие с 3 августа 1992 года на территории Российской Федерации Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, не применявшихся к тем правоотношениям, которые возникли до введения названных Основ в действие. До этого времени законом не предусматривалась возможность компенсации морального вреда. По данным Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения указанной категории дел не существовало даже при наличии ранее в преамбуле Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" указания о возможности компенсации морального ущерба, не был разработан механизм, отсутствовали методика и порядок его возмещения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату введения в действие названных Основ следует читать как "1 января 1992 года"
Кроме того, в Постановлении Верховного Суда от 20.12.1994 г. N 10 даются разъяснения по вопросам применения законодательства о компенсации морального вреда, где установлено, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
С 1 января 1995 года введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой появилось понятие морального вреда. С 1 марта 1996 года введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, где порядок компенсации морального вреда регламентирован параграфом 4 "Компенсация морального вреда". Статьями 1099 - 1101 установлены основания компенсации морального вреда, а также способы и размеры этой компенсации. Таким образом, вопросы возмещения морального вреда регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации указанный проект федерального закона не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта, но при этом высказывают ряд замечаний по источникам и порядку финансирования расходов, которые потребуются на его реализацию.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы полагают, что изменения, предлагаемые данным законопроектом нуждаются в дополнительном обсуждении.
На законопроект поступили отзывы из 23 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 17 - поддерживают, 2 - замечаний не имеют, 4 - не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 36 отзывов: 15 - поддерживают, 3 - замечаний не имеют, 18 - не поддерживают.
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 467373-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в первом чтении.
Председатель |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.