Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2005 г. N 76-О05-13
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Эрдыниева Э.Б. и Червоткина А.С.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Щукина А.Д. на приговор суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 28 сентября 2005 года, которым
Щукин А.Д., ...,
осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Эрдыниева Э.Б., мнение прокурора Шиховой Н.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Щукин признан виновным в умышленном причинении смерти своей сожительнице И.
Преступление совершено 22 июня 2005 года в ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Щукин указывает на несогласие с приговором, считая показания свидетеля несовершеннолетней И. недостоверными. Утверждает, что он потерпевшую не избивал, удар ножом нанес ей после того, как отобрал его у нее, и как наносил ей остальные удары ножом, он не помнит. Также указывает на аморальное поведение потерпевшей, которая злоупотребляла спиртным, избивала его мать, не следила за детьми. Просит проявить к нему снисхождение и снизить ему наказание.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Зайнак Э.Н. считает доводы жалобы несостоятельными и просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что обвинительный приговор по делу постановлен правильно.
Выводы суда о виновности Щукина в совершении преступления соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на анализе и оценке совокупности доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Так, из показаний свидетеля И. следует, что ее мать стала ругаться с Щукиным, который стал бить ее, нанося удары кулаками. Затем Щукин принес из чулана нож и стал наносить им удары матери, при этом она видела как он наносил удары ножом ей в спину. После этого ее мать вышла на улицу и упала, а Щукин занес нож обратно в чулан. Она убежала к тете Л., где находился ее брат М., и рассказала о случившемся.
Оснований сомневаться в достоверности данных показаний не имеется, поскольку, они получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, и подтверждаются другими исследованными по делу доказательствами.
Из показаний свидетеля Ш. следует, что вечером 22 июня ее сын Щукин, сожительница сына И. и ее приемный сын М. употребляли спиртное. После этого И. устроила скандал и стала ее избивать, но затем И. успокоилась, а она вышла в огород. Через некоторое время заглянула в дом, т.к. услышала крики дочери И.-Н.: "Мама, мама", где увидела сидящую на полу И., а рядом с ней стоял Щукин с ножом в руке, Н. находилась в постели. Она сразу же выбежала из дома, следом за ней выбежала Н. После этого на улицу вышла И. и упала на землю, а за ней вышел Щукин с ножом в руке.
Из показаний свидетеля П. следует, что когда он находился в доме у И. около 24 часов прибежала дочь его приемной матери - Н. и сказала ему, что между матерью и Щукиным произошла драка и Щукин ударил ее ножом. Он вернулся к себе домой и увидел лежащую на улице в крови И.
По заключению судебно-медицинской экспертизы И. были причинены кровоподтеки в области передне-наружной поверхности правого бедра, подвздошной кости слева, передней поверхности брюшной стенки, правой и левой голени, а также колото-резаные ранения в области правого надплечья, внутреннего края левой лопатки, мягких тканей левого плеча, подвздошной области слева, левой молочной железы. При получении ранений в области левой лопатки и правого надплечья И. находилась спиной к нападавшему. Смерть наступила в результате колото-резаных ранений правого надплечья, проникающего в плевральную полость с ранением верхней доли правого легкого, передне-боковой поверхности грудной клетки слева, проникающего в плевральную полость, в брюшную полость со сквозным ранением диафрагмы, ранением передней поверхности желудка, острой кровопотери.
Таким образом, доводы Щукина о том, что он не наносил удары кулаками потерпевшей И., а удар ножом нанес после того, как отобрал у нее нож опровергаются исследованными по делу доказательствами.
Нанесение Щукиным неоднократных ударов ножом потерпевшей в область расположения жизненно-важных органов свидетельствует об его умысле на лишение жизни И., в связи с чем, действия Щукина судом обоснованно квалифицированы как убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку.
Надлежащим образом мотивирован судом и вывод об отсутствии оснований для признания в действиях осужденного состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения в момент совершения преступления. Выводы суда в этой части судебная коллегия находит обоснованными.
Наказание Щукину назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельства, смягчающего наказание и данных, характеризующих его личность.
Назначенное Щукину наказание является справедливым и оснований для его снижения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 28 сентября 2005 года в отношении Щукина А.Д. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Эрдыниев Э.Б. |
|
Червоткин А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2005 г. N 76-О05-13
Текст определения официально опубликован не был