Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 66616-5 "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части дифференциации и индексации ставок акцизов на подакцизные товары), внесенный Правительством Российской Федерации,
первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), касающихся уточнения понятия объекта налогообложения акцизами и установления ставок акцизов на подакцизные товары на период 2009 - 2011 годов.
В частности, законопроектом предлагается внесение изменения в статью 182 Налогового кодекса, предусматривающего исключение из числа налогоплательщиков акцизов лиц, получающих подакцизные товары путем смешения подакцизных товаров, если в результате этого смешения создается товар, в отношении которого Налоговым кодексом установлена такая же или более низкая ставка акциза по отношению к ставке акциза на использованное сырье. Кроме того, законопроектом предлагаются изменения в статью 193 Налогового кодекса, предусматривающие установление новой системы исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), а также индексирование ставок акцизов на подакцизные товары на 2009-2010 годы и установление ставок акцизов на эти товары на 2011 год. По мнению субъекта законодательной инициативы, принятие указанного законопроекта позволит, в частности, создать условия для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью.
Согласно действующим положениям статьи 182 Налогового кодекса плательщиками акцизов признаются, в том числе лица, получающие подакцизные товары путем смешения товаров в местах их хранения и реализации. Действующая редакция указанной статьи Налогового кодекса создает правовую неопределенность в отношении лиц, осуществляющих смешение подакцизных товаров, в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого Налоговым кодексом установлена такая же или более низкая ставка акциза. Предлагаемая законопроектом поправка в статью 182 Налогового кодекса направлена на устранение указанной правовой неопределенности.
В настоящее время статьей 193 Налогового кодекса установлены ставки акцизов на два вида автомобильного бензина (на автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно и с иными октановыми числами) и одна ставка акциза на дизельное топливо. При этом к автомобильному бензину с иными октановыми числами применяется более высокая ставка акциза по сравнению со ставками акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до "80" включительно.
Рассматриваемым законопроектом предлагается установить различные ставки акцизов на три вида автомобильного бензина и на три вида дизельного топлива, размеры которых предлагается установить по убывающей шкале в увязке с повышением качественных показателей (классов) этих товаров. При этом, учитывая, что согласно положениям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118, до конца 2012 года должен быть осуществлен поэтапный переход к производству высококачественного автомобильного бензина и дизельного топлива для автомобильной и иной техники, характеристики которых должны соответствовать требованиям европейских экологических стандартов, установление более низких ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо с повышенными качественными показателями позволит производителям этих нефтепродуктов получить дополнительный доход, необходимый им для осуществления модернизации производства в связи с переходом на производство более высококачественного автомобильного бензина и дизельного топлива.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым рассмотреть возможность более дифференцированного подхода при установлении ставок акциза на указанные подакцизные товары.
Необходимость индексации специфических ставок акцизов на подакцизные товары на 2009 и 2010 годы вызвана ростом среднего уровня цен на потребительские товары и превышением реального уровня инфляции над предполагавшимся.
Что касается установления более высоких ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо низкого класса по сравнению со ставками акцизов на аналогичный товар более высокого класса, а также применения повышенного коэффициента индексации ставок акцизов на табачные изделия (в том числе более высокого коэффициента индексации ставки акциза на сигареты без фильтра и папиросы по сравнению со ставкой акциза на сигареты с фильтром), то Комитетом поддерживается позиция по установлению более высоких ставок акцизов на товары с низкой экологической безопасностью и на товары, употребление которых сопряжено с большим риском для здоровья граждан, направленная на экономическое стимулирование снижения уровня производства указанных товаров.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 66616-5 "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом вышеизложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.