Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 9 июня 2008 г.
на проект федерального закона N 67964-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается изменение основных параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и принятых решений об увеличении размеров пенсий и отдельных социальных выплат.
Доходная часть бюджета Фонда в 2008 году увеличивается на 67,0 млрд. рублей или на 2,6% (с 2 554,0 млрд. рублей до 2621,1 млрд. рублей) с учетом увеличения фонда заработной платы на 311 млрд. рублей (с 9 855 млрд. рублей, принятых в расчетах при внесении изменений в бюджет Фонда в феврале 2008 года, до 10166 млрд. рублей, или на 3,2%), в том числе:
по распределительной составляющей (не связанной с формированием накопительной части трудовой пенсии) доходы увеличены на 62,9 млрд. рублей, или на 2,3%, из них:
- страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии увеличены на 72,0 млрд. рублей, или на 8,3%;
- трансферты из федерального бюджета сокращены на 10,0 млрд. рублей, или на 0,7%,
- трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации возросли на 0,26 млрд. рублей, или на 12,6%;
- на 0,63 млрд. рублей увеличены остальные поступления (на 0,17 млрд. рублей страховые взносы по дополнительному тарифу для членов летных экипажей, на 0,2 млрд. рублей на выплаты материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса, на 0,2 млрд. рублей прочие доходы и др.)
по накопительной составляющей доходы увеличены на 4,1 млрд. рублей, или на 1,6 % за счет увеличения страховых взносов на накопительную часть пенсии и доходов от инвестирования пенсионных накоплений.
Расходная часть бюджета Фонда в 2008 году увеличена на 71,4 млрд. рублей или на 3,0% (с 2 307,2 млрд. рублей до 2 378,7 млрд. рублей), в том числе: по распределительной составляющей - на 64,7 млрд. рублей;
по накопительной составляющей - на 6,7 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается увеличить в 2008 году расходы Фонда на следующие цели.
За счет средств Фонда
- на 48,09 млрд. рублей (с 971,1 до 1 019,2 млрд. рублей) на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с осуществлением индексации страховой части трудовой пенсии с 1 августа 2008 года на 8,0% (в связи с ожидаемым ростом индекса цен за I полугодие 2008 года в размере более 6%), что ранее бюджетом ПФР не предусматривалось;
- на 0,17 млрд. рублей увеличены пенсии членам летных экипажей воздушных судов за счет увеличения поступлений страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (с учетом уточнения фонда оплаты труда по указанной категории).
По накопительной составляющей расходы увеличены на 6,7 млрд. рублей (с 20,9 млрд. рублей до 27,6 млрд. рублей) в связи с передачей этих средств в негосударственные пенсионные фонды. Объем пенсионных накоплений на конец 2008 года оценивается в объеме 702,6 млрд. рублей.
Трансферты из федерального бюджета в целом сокращаются на 10,0 млрд. рублей (с 1 411,7 млрд. рублей до 1 401,7 млрд. рублей). При этом в связи с дополнительным поступлением страховых взносов сокращаются средства федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда на 26,03 млрд. рублей (с 155,54 млрд. рублей до 129,51 млрд. рублей) и увеличиваются средства на 16,03 млрд. рублей, направляемые на повышении размеров пенсий, пособий и социальных выплат, из них:
- на 6,29 млрд. рублей на выплату базовой части пенсии (с 827,37 млрд. рублей до 833,66 млрд. рублей);
- на 4,71 млрд. рублей на увеличение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан с 1 июля 2008 года (инвалидам, ветеранам, пострадавшим вследствие радиационных катастроф, гражданам, получившим звание Героев Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, кавалерам ордена Славы и Трудовой Славы и т.д.) в связи с уточнением прогноза по уровню инфляции на 2008 год до 10,5% (вместо 8,5%);
- на 0,23 млрд. рублей на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) некоторым категориям граждан в связи с 60-летием Победы в ВОВ 1941 - 1945 годов (на 0,2 млрд. рублей) и инвалидам вследствие военной травмы (на 0,03 млрд. рублей);
- на 4,81 млрд. рублей (с 2,84 до 7,65 млрд. рублей) на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в связи с тем, что с 1 июля 2008 года изменяется размер компенсационной выплаты с 500 до 1200 рублей в месяц (Указ Президента РФ от 13 мая 2008 года N 774).
Кроме того, увеличены расходы:
- на 0,26 млрд. рублей на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными (в связи с проведением внеплановой индексации страховой части пенсии с 1 августа 2008 года на 8%), и на 0,07 млрд. рублей на выплату пособия на погребение указанных граждан (за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду из бюджетов субъектов Российской Федерации);
- на 0,2 млрд. рублей на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (в связи с ростом числа получателей).
Законопроектом уточняются лишь основные параметры бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов в части увеличения доходов и профицита, на который отнесены расходы Фонда по увеличению пенсий и социальных выплат, в соответствии со 213 статьей Бюджетного кодекса.
В 2009 году доходы (и соответственно профицит) увеличены на 108,9 млрд. рублей, из них по распределительной составляющей - на 86,3 млрд. рублей.
В 2010 году доходы (и соответственно профицит) увеличены на 143,9 млрд. рублей, из них по распределительной составляющей - на 99,3 млрд. рублей.
Комитет по бюджету и налогам отмечает социальную направленность законопроекта, подготовленного Правительством Российской Федерации в целях реализации поручений Президента Российской Федерации по увеличению пенсионного обеспечения. В 2008 году средний размер пенсий превысит прожиточный минимум пенсионера на 16,0%, в 2009 году - на 26,3% и в 2010 году - на 40,7%.
Вместе с тем, соотношение размера пенсии к заработной плате в 2008 году составит всего 24,1% (в 2007 году - 23,6%), В перспективе, к сожалению, этот показатель тенденции к росту не имеет, а наоборот, в 2009 году снижается до уровня в 23,6% и в 2010 году восстанавливается до уровня 24,2%.
Такое положение свидетельствует о необходимости принятия серьезных изменений в области пенсионного законодательства в целях обеспечения достойного жизненного уровня пенсионеров.
Законопроект соответствует действующему законодательству с учетом внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг".
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает законопроект "О внесении изменений Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.