Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 417618-4 "О внесении изменений в статьи 32 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления обязанности налоговых органов представлять финансовым органам субъектов Российской Федерации информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов, сборов и иных платежей в бюджеты всех уровней), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан, первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменения в статью 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части установления обязанности налоговых органов представлять финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и о суммах задолженности по ним, в том числе по конкретным налогоплательщикам и плательщикам сборов, а также сведения о налогоплательщиках, предусмотренные статьей 102 Налогового кодекса. Одновременно законопроектом предусматривается внесение в статью 102 Налогового кодекса изменений, направленных на включение в круг лиц, имеющих доступ к сведениям о налогоплательщиках, составляющим налоговую тайну, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По мнению субъекта законодательной инициативы, отсутствие у финансовых органов указанных сведений ведет к нарушению бюджетного процесса, не позволяет финансовым органам оперативно влиять на процесс формирования доходов бюджетов, установить контроль за полнотой и своевременностью перечисления средств в бюджет, использовать оперативную и текущую информацию для прогнозной оценки исполнения доходной части соответствующих бюджетов.
Комитет не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям.
Статья 9 Налогового кодекса определяет субъектный состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Финансовые органы участниками указанных правоотношений не являются. В то же время вопросы допуска к сведениям, составляющим налоговую тайну, относящиеся к сфере налоговых правоотношений, могут быть урегулированы законодательством о налогах и сборах исключительно в отношении участников этих правоотношений. В связи с этим, проблема обеспечения поименованных выше финансовых органов информацией, содержащей налоговую тайну, должна решаться не в режиме предоставления этим органам прямого доступа к соответствующим сведениям, имеющимся у налоговых органов, а в порядке взаимодействия с органами, которые согласно положениям статьи 102 Налогового кодекса имеют доступ к налоговой тайне.
При этом вопросы предоставления налоговыми органами информации, необходимой финансовым органам для обеспечения возложенных на них функций, являются предметом регулирования нормативных правовых актов, не относящихся к сфере законодательства о налогах и сборах.
Так, реализация права финансовых органов субъектов Российской Федерации и местных администраций на получение информации, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами, в настоящее время обеспечена предусмотренной статьей 26.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанностью налоговых органов предоставлять финансовым органам информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410, предусмотрено представление налоговыми органами в финансовые органы субъектов Российской Федерации и местных администраций (по каждому муниципальному образованию) информации в целом о начислениях и об уплаченных суммах по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов. Кроме того, указанными Правилами предусмотрено представление налоговыми органами финансовым органам сведений о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы местных бюджетов.
Таким образом, порядок взаимодействия налоговых органов с финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части предоставления налоговыми органами указанным финансовым органам сведений, необходимых для осуществления последними возложенных на них функций, урегулирован законодательством Российской Федерации.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что необоснованное расширение круга лиц, имеющих доступ к составляющим налоговую тайну сведениям, увеличивает потенциальную возможность злоупотреблений указанными сведениями.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 417618-4 "О внесении изменений в статьи 32 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.