Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - законопроект) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О железнодорожном транспорте" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в развитие федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроект направлен на установление правовых основ единого рынка услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, приведение системы управления пригородным железнодорожным пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики.
Предметом законопроекта являются отношения, связанные с организацией железнодорожного транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного сообщения. Необходимость правового регулирования данного вида обслуживания населения обусловлена тем, что оно охватывает основной объем перевозок пассажиров, что делает его важным элементом в системе жизнеобеспечения страны.
Учитывая особую социальную значимость данных перевозок, а также то, что железнодорожный транспорт является составной частью городской и региональной инфраструктуры, в большинстве стран мира, включая страны с рыночной экономикой, эта деятельность подпадает под особый правовой режим, предусматривающий разумное сочетание механизмов свободного рынка с механизмами административного регулирования.
Федеральное законодательство относит решение вопросов организации транспортного обслуживания населения к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В то же время соответствующие полномочия законодательно не определены.
В условиях этой правовой неопределенности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливаются механизмы административного регулирования рынка услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Однако, поскольку в федеральном законодательстве особенности организации рынка услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении не отражены, эти правовые акты очень часто опротестовываются, как противоречащие принципам свободной конкуренции.
Законопроект устраняет это противоречие. Им устанавливаются рамки полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области административного регулирования соответствующих рынков.
Законопроект разделяет перевозки в пригородном сообщении на социальные и коммерческие, отдавая приоритет осуществления коммерческих перевозок перевозчику выполняющему договор на осуществление социальных перевозок и не допускает осуществление на одном направлении перевозки только коммерческими пригородными поездами.
Законопроект вводит норму, согласно которой хозяйствующие субъекты допускаются к исполнению услуг по социальной перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении только при условии заключения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления договоров об организации социальной перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Основной целью законопроекта является формирование правовых условий, обеспечивающих доступ перевозчика на локальные рынки транспортных услуг в любом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. Он направлен на развитие конкуренции перевозчиков, как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок.
Для достижения поставленной цели необходимо введение механизмов конкурсного отбора перевозчиков.
Конкурсные процедуры отдают предпочтение тем перевозчикам, которые в наибольшей степени отвечают общественным интересам, т.е. обеспечивают качественное обслуживание населения за умеренную плату.
Конкурсы не исключают конкуренцию, а являются одной из ее форм, в наибольшей степени учитывающей особенности рынка пригородных перевозок. Конкурсный допуск на рынок регулярных перевозок получил широкое распространение в странах с рыночной экономикой и, безусловно, способствовал развитию конкуренции перевозчиков.
Законопроект наделяет местные органы власти правом установления критериев конкурсного отбора перевозчиков, исходя из интересов населения и имеющихся ресурсных ограничений, включая пропускную способность объектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем законопроект ограничивает перечень используемых критериев в целях недопущения административного произвола.
Специальная статья законопроекта посвящена переходному периоду. В целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом и обеспечении гарантий транспортного обслуживания населения предусматривается установить переходный период - один календарный год со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" может потребовать дополнительных расходов из федерального бюджета в случае принятия федеральных законов или иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, устанавливающих льготы или преимущества по провозной плате в пригородном железнодорожном транспорте.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
Принятие федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.