В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается регламентировать отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В частности, предполагается установить основные понятия, виды перевозок в пригородном сообщении, регламентировать вопросы тарифообразования на социальные перевозки в пригородном сообщении, основы бюджетного финансирования таких перевозок и порядок допуска к выполнению социальных перевозок в пригородном сообщении.
Необходимо отметить, что в статье 3 законопроекта отсутствуют определения вводимых в употребление понятий "пригородное сообщение", "социальные перевозки", которые могли бы точно обозначить их соотношение с другими понятиями, установленными нормативными правовыми актами в сфере деятельности железнодорожного транспорта.
В статье 4 законопроекта приводится разграничение полномочий по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Так организация транспортного обслуживания населения внутриобластными пригородными поездами осуществляется уполномоченным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, внутригородскими пригородными поездами осуществляется уполномоченным органом города, межобластными пригородными поездами осуществляется по согласованию уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, в границах которых следуют пригородные поезда. Вместе с тем, данный вопрос в части полномочий субъектов Российской Федерации урегулирован Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3), согласно которому организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Что касается полномочий органов местного самоуправления, то в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Статья 5 законопроекта содержит внутренние противоречия. Согласно части 1 указанной статьи перевозки в пригородном сообщении могут быть социальными и коммерческими. Исходя из части 4 данной статьи на одном направлении не допускается осуществлять перевозки только коммерческими пригородными поездами, т.е. на каждом направлении должны осуществляться в обязательном порядке социальные перевозки. Однако согласно части 2 статьи 5 законопроекта к социальным могут быть отнесены перевозки только в регионах с низким доходом на душу населения, а также перевозки в труднодоступных и малонаселенных районах.
Кроме того, такие понятия, как "регионы с низким доходом на душу населения", "труднодоступные и малонаселенные районы", носят достаточно неопределенный характер.
В статье 6 проекта федерального закона установлено, что тарифы на социальные перевозки внутриобластными пригородными поездами утверждаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, межобластными пригородными поездами утверждаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в пределах своих территорий, внутригородскими пригородными поездами утверждаются органами исполнительной власти соответствующего города.
Статьей 7 проекта федерального закона предусматривается, что потери в доходах перевозчиков, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате в соответствии с законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Однако данная правовая норма уже закреплена пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Статья 11 законопроекта регулирует отношения, касающиеся размещения, обустройства и использования объектов транспортной инфраструктуры. В то же время нормы, касающиеся приобретения, проектирования, строительства, реконструкции и содержания объектов железнодорожного транспорта содержатся в статье 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Статьей 15 законопроекта в целях обеспечения гарантий транспортного обслуживания населения и приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с предлагаемым к принятию законом устанавливается переходный период продолжительностью один год со дня его вступления в силу. Вместе с тем в законопроекте отсутствуют нормы, определяющие, какой правовой режим устанавливается на указанный период и в чем заключаются особенности этого переходного периода.
На основании анализа положений законопроекта в целом можно сделать вывод о том, что у него отсутствует самостоятельный предмет правового регулирования, а отдельные положения, которые в настоящее время законодательством Российской Федерации урегулированы не в полной мере, могут быть учтены путем внесения изменений в соответствующие акты.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 19 мая 2008 г. N 2183п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 492950-4 "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении", внесенный депутатом Государственной Думы П.Н. Рубежанским (в период исполнения полномочий)"
Текст письма официально опубликован не был