Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва
по проекту федерального закона N 66610-5 "О внесении изменений в главы 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания благоприятных налоговых условий для реализации инновационного сценария развития экономики и улучшения социального обеспечения граждан), внесенному Правительством Российской Федерации,
первое чтение
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в главы 23, 24, 25 и 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленных на введение целого ряда существенных налоговых преференций для организаций, осуществляющих инновационную деятельность и отдельные виды социально ориентированных затрат, а также для граждан, в пользу которых производятся данные затраты. Целями настоящего законопроекта, как это отмечено в пояснительной записке к нему, является реализация инновационного сценария развития экономики, а также создание условий для улучшения социального обеспечения граждан.
Предлагаемые поправки в главы 23 и 24 Кодекса предусматривают освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом:
сумм платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку;
сумм, выплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемых в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Важным средством стимулирования организаций к осуществлению указанных выше социально ориентированных затрат выступают поправки в главу 25 Кодекса, предусматривающие возможность включения данных затрат в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом уточняются условия принятия в состав этих расходов затрат организации на обучение своих работников. Одновременно предлагается увеличить с 3 до 6 процентов размер норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которого взносы организации по договорам добровольного личного страхования, предусматривающих оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.
Эффективным рычагом налогового стимулирования инновационной активности организаций представляются поправки, предполагающие признание расходов налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены (а не после завершения соответствующих исследований и разработок, как это предусмотрено действующим порядком), а также возможность применения повышающего коэффициента 1,5 при включении указанных затрат в состав расходов, уменьшающих налоговую базу.
На снижение налоговой нагрузки организаций, осуществляющих пользование недрами, направлена поправка, предусматривающая сокращение срока признания расходов на приобретение лицензий на право пользования недрами для целей исчисления налога на прибыль до 2 лет.
Вносимой поправкой в главу 26 Кодекса предполагается в формуле расчета применяемого при исчислении ставки налога на добычу полезных ископаемых коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (), повысить размер не учитываемой при расчете данного коэффициента величины с 9 до 15 долларов США за баррель. По мнению Комитета, данная законодательная мера будет способствовать поддержке организаций нефтедобывающей отрасли.
Учитывая направленность рассматриваемого законопроекта на решение актуальных на современном этапе развития страны экономических и социальных задач, Комитет поддерживает его концепцию.
Вместе с этим необходимо отметить, что отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке.
В частности, законопроектом предусмотрена возможность отнесения в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат на обучение физических лиц, заключивших с налогоплательщиком трудовой договор на неопределенный срок не позднее трех месяцев после обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, а также освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм платы за обучение указанных граждан. Вместе с тем нормами законопроекта не урегулированы налоговые последствия ситуации, при которой физическое лицо, пройдя обучение за счет средств организации, отказывается от выполнения трудовой функции в данной организации.
Поправка в статью 325 Кодекса, предусматривающая сокращение срока признания расходов на приобретение лицензий на пользование недрами, ограничивает право налогоплательщика на выбор наиболее экономически выгодного для него варианта списания соответствующих затрат (через механизм начисления амортизации, как это предусмотрено действующим порядком, или в течение двух лет, как это предлагается законопроектом).
Исходя из изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 66610-5 "О внесении изменений в главы 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.