Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 июня 2008 г. N вн2.2-1/2272
по проекту федерального закона N 66610-5 "О внесении изменений в главы 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, сообщаем следующее.
1. Согласно новой редакции пункта 21 статьи 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц "суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку" (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Обращаем внимание, что данная редакция исключает из перечня доходов, не подлежащих налогообложению, суммы выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям.
Полагаем, что предлагаемые изменения нуждаются в дополнительном обсуждении и уточнении, поскольку данная редакция предусматривает освобождение от уплаты налога в отношении сумм платы за обучение только по профессиональным образовательным программам, исключая при этом суммы платы за обучение по общеобразовательным программам, в том числе за обучение детей-сирот в возрасте до 24 лет.
Кроме того, обращаем внимание, что в предлагаемой редакции пункта 21 статьи 217 Налогового кодекса отсутствует указание на наличие соответствующих лицензий у юридических лиц (образовательных учреждений), в которых будет осуществляться обучение налогоплательщика (профессиональная подготовка и переподготовка), в то время как подпункте 2 новой редакции пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса (подпункт "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта) говорится об образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.
Принимая во внимание взаимосвязанный характер изменений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и подпункта "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта, полагаем, что данные положения законопроекта нуждаются во взаимном согласовании.
2. Согласно положениям нового подпункта 16, которым предлагается дополнить пункт 1 статьи 238 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению единым социальным налогом, в том числе, "суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций" (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
Полагаем, что данные положения законопроекта необходимо согласовать с положениями абзаца седьмого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, согласно которому не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
3. Обращаем внимание, что в подпункте 2 новой редакции пункта 3 статьи 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 1 законопроекта) указаны не только работники, но и физические лица, в то время как в последнем абзаце пункта 3 речь идет только о работниках. Полагаем, содержание всего пункта следует унифицировать.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в существенной юридико-технической доработке.
Замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке
И.о. начальника управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.