Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июня 2008 г.
по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Указанный законопроект внесен в соответствии со статьями 145 (п. 10) и 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает изменение основных параметров бюджета Фонда и увеличение бюджетных ассигнований на повышение размеров государственных пособий и социальных выплат.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" подготовлен исходя из уточнения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 - 2010 гг., в частности увеличения фонда оплаты труда с 9 855 млрд. рублей (уточненных в феврале 2008 г.) до 10 166 млрд. рублей и уровня инфляции с 8,5% до 10,5%, а также с учетом результатов фактического исполнения бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007 год и первый квартал 2008 года.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 18-ФЗ от 1.05.2008 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" с 2008 года введен механизм ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции государственных пособий гражданам, имеющим детей. Исходя из этого, с 1 июля 2008 года предусматривается доиндексация на 1,9% размеров следующих пособий:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "01.03.2008 г."
единовременного пособия при рождении ребенка,
ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию,
минимальных и максимального размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
В связи с перерасчетом указанных пособий, увеличением других социальных выплат, а также ростом поступлений в бюджет Фонда в связи с увеличением фонда оплаты труда, вносятся изменения в бюджет Фонда.
Доходы Фонда на 2008 год увеличиваются на 10,6 млрд. рублей (с 348,6 до 359,2 млрд. рублей). Расходы Фонда возрастут на 10,5 млрд. рублей (с 365,1 до 375,6 млрд. рублей). Дефицит бюджета Фонда уменьшится на 0,1 млрд рублей с 16,48 млрд. рублей до 16,38 млрд. рублей.
Увеличение доходов Фонда обусловлено, в основном, ростом доходов от единого социального налога и доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доходы на обязательное социальное страхование увеличиваются на 3,3 млрд. рублей (с 238,9 до 242,3 млрд. рублей), в том числе за счет увеличения поступлений от ЕСН на 3,1 млрд. рублей.
Доходы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличиваются на 7 млрд. рублей (с 49 до 56 млрд. рублей), в том числе за счет роста доходов от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 6,6 млрд. рублей.
Кроме того, исходя из повышения размеров ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 1 июля 2008 года, увеличится на 322,1 млн. рублей объем трансферта бюджету Фонда из федерального бюджета на выплату указанных пособий неработающим гражданам. В целом, объем трансферта из федерального бюджета на эти цели в 2008 году составит 34,4 млрд. рублей.
Расходы по обязательному социальному страхованию на 2008 год увеличиваются на 9,2 млрд. рублей, в том числе:
на 3,6 млрд. рублей на выплату пособий по беременности и родам;
на 5,3 млрд. рублей на выплату пособий по временной нетрудоспособности;
на 5,5 млн. рублей на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.
Расходы на выплату единовременного пособия при рождении ребенка и пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим гражданам остались в пределах средств, утвержденных на эти цели в бюджете Фонда.
Кроме того, увеличены расходы на оздоровление детей на 299,5 млн. рублей.
Увеличены на 27,8 тыс. рублей средства, направляемые на взносы в международные организации.
Указанные увеличения расходов приведут к росту текущего дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на 5,9 млрд. рублей, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет источников внутреннего финансирования дефицита.
Расходы Фонда, осуществляемые за счет средств на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, увеличиваются на 980,3 млн. рублей, в том числе:
на 149,9 млн. рублей на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
на 29,4 млн. рублей на выплату единовременных страховых выплат (сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата увеличивается во втором полугодии с 50 900 рублей до 51 800 рублей);
на 755,3 млн. рублей на индексацию с 1 июля 2008 г. ежемесячных страховых выплат, в том числе максимального размера ежемесячной страховой выплаты с 39 100 рублей до 39 840,0 рублей.
Указанные изменения обеспечивают повышение гарантированных государством выплат и пособий до прогнозируемого к концу года уровня инфляции.
Законопроект вносит соответствующие изменения в доходы бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов.
Предусматривается рост доходов в части поступлений единого социального налога и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных с изменением макроэкономических показателей по фонду оплаты труда (ФОТ в 2009 году - 12 444,0 млрд. рублей, в 2010 году - 14 683,0 млрд. рублей).
Увеличение доходов в 2009 году по обязательному социальному страхованию составит 7,3 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 6,5 млрд. рублей. В 2010 году соответственно: 10,7 и 8,7 млрд. рублей.
В соответствии со статьей 213 Бюджетного кодекса увеличение объемов доходов в плановом периоде отражаются на изменениях финансового результата бюджета Фонда.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.