Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 83-Г08-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Л.В. Борисовой,
судей Г.В. Макарова, А.В. Харланова
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Шматкова И.А. и ООО "Брянские маршрутные такси" об оспаривании Положения о порядке проведения конкурса на осуществление коммерческих маршрутных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении, утвержденного постановлением Администрации Брянской области от 18.04.07 г. N 274 "Об организации коммерческих маршрутных перевозок пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Брянской области", по кассационной жалобе И.А. Шматкова на решение Брянского областного суда от 2 июня 2008 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителя заявителя (И.А. Шматкова) - А.В. Яковленко, представителей Администрации и Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области соответственно А.Г. Куликова и Ю.В. Митяевой, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
И.А. Шматков, являющийся индивидуальным предпринимателем по осуществлению пассажирских перевозок, обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 6, 8, 13, 14 Приложения N 2 (перечень оцениваемых показателей) указанного выше Положения, ссылаясь на то, что предусмотренные в них положения, а именно, учет показателей о нарушении ПДД, соблюдения лицензионных требований; культуры и качества обслуживания пассажиров, соблюдения налогового законодательства ставят в неравные условия участвующих в конкурсе уже осуществлявших (осуществляющих) маршрутные перевозки предпринимателей по сравнению с предпринимателями и юридическими лицами, которые только начинают заниматься такими перевозками, в результате чего сразу создается преимущество последних перед первыми, что противоречит требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции".
ООО "Брянские маршрутные такси" обратилось в суд с заявлением (в окончательной редакции) о признании этого же Положения не соответствующим Федеральным законам от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и наземного электрического транспорта", которыми автомобильный транспорт определен единой транспортной системой РФ и закрепляется правовое регулирование данных правоотношений только за РФ, а следовательно, иные нормативные акты и законы субъектов РФ не могут регулировать указанные правоотношения. Этими актами определены исчерпывающий перечень видов сообщения и виды перевозок, в который межмуниципальные и коммерческие перевозки не включены, в силу чего оспариваемое постановление является неправомерным. Организации и частные лица могут привлекаться для обеспечения транспортного обслуживания населения, но только по государственному заказу на основании договора, а именно, договора фрахтования, когда взимание платы за перевозку пассажиров не допускается. Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, несуразными являются требования о заключении договора и проведении конкурса между перевозчиком и администрацией для неопределенного круга лиц на необеспеченный государством заказ.
Определением от 6 мая 2008 г. указанные выше заявления объединены в одно производство для совместного производства и разрешения.
Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что исходя из положений ст.ст. 11, 71, 72 Конституции РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст.ст. 2, 4, 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 58 Устава Брянской области, ст. 5 Областного закона от 15 июня 2004 г. N 31-З "О маршрутных перевозках пассажирским автомобильным транспортом в междугородном (внутриобластном) сообщении на территории Брянской области", оспариваемое постановление принято правомочным на это органом и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Сферой регулирования оспариваемого постановления являются отношения по организации перевозок пассажиров, не обеспеченных перевозками в рамках государственного заказа по социально значимым автобусным маршрутам; проведение конкурса, наряду с другими целями, направлено на обеспечение безопасности перевозок пассажиров. Установление отдельных требований для участия в конкурсе не создает преимуществ либо ограничений для кого-либо перед другими участниками конкурса и определяется только целью обеспечить стабильную, безопасную и своевременную перевозку граждан наиболее подготовленным для этого перевозчиком. Конкурс носит открытый характер и Положение о нем соответствует требованиям Закона "О защите конкуренции". Доводы со стороны ООО "Брянские маршрутные такси" не могут служить основанием для заявленного требования, так как основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
В кассационной жалобе И.А. Шматков указывает о несогласии с решением суда, ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения - об удовлетворении заявленного им требования. В обоснование жалобы ссылается на аналогичные при обращении в суд основания, отмечая, что в ходе рассмотрения дела была установлена возможность участия (и выигрыша конкурса!) в конкурсе лиц, ранее не осуществлявших деятельность по коммерческим маршрутным перевозкам пассажиров или даже вообще не осуществлявших предпринимательскую деятельность. При обращении в суд оспаривались лишь те положения, которые не позволяют объективно сравнить участников конкурса. Положения, касающиеся технической оснащенности маршрутных транспортных средств и направленные на выявление наиболее подготовленного перевозчика, не оспаривались.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы И.А. Шматкова, Судебная коллегия не находит основания для ее удовлетворения. Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Статьи 15-17 этого же Закона предусматривают запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти и учреждений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "26 июля 2006 г."
Как следует из заявления И.А. Шматкова при обращении в суд, так и из его кассационной жалобы на решение суда, фактическим основанием для этого является то, что начинающие предприниматели или впервые участвующие в конкурсе лица из-за отсутствия действий по осуществлению перевозок пассажиров не имеют каких-либо упущений, которые относятся к оцениваемым показателям при проведении конкурса, за счет чего у первых сразу образуется преимущество (20 балов при прочих равных условиях).
Такая позиция заявителя не может быть признана основный на указанном выше понятии о конкуренции. Предусмотренные оспариваемым Положением условия проведения и определения результатов конкурса в равной степени распространяются на всех его участников. То обстоятельство, что практическая работа не исключает ошибок (упущений, нарушений) в ней, что исключается при ее отсутствии, не может быть признано созданием одному или нескольким участникам конкурса определенных преимуществ по сравнению с другими участниками. Имея в виду, что само проведение конкурса, применительно к обстоятельствам данного дела, направлено на обеспечение безопасных условий перевозки пассажиров, то включение в перечень оцениваемых показателей допущенных нарушений (упущений и т.п.) не является необоснованным препятствием осуществления деятельности хозяйствующему субъекту.
В силу отмеченного выше, доводы кассационной жалобы И.А. Шматкова не указывают на ошибочность вывода суда по его заявлению.
Изучение материалов дела указывает на то, что решение суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства, которые в решении суда приведены и истолкованы правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 2 июня 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу И.А. Шматкова - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Борисова |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
А.В. Харланов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г. N 83-Г08-12
Текст определения официально опубликован не был